Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 26 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Реорганизация кредитной организации в форме слияния и присоединения №6, 2004

 
Источник: Бухгалтерский учет в кредитных организациях №6, 2004
Автор: Адитярова Н.Р. - ведущий аудитор департамента аудиторских услуг ЗАО "АКГ "РБС"
Версия для печати

Принятие решения о реорганизации кредитной организации обуславливает возникновение ряда вопросов юридического и бухгалтерского характера, своевременное и правильное решение которых является необходимым условием быстрого и успешного проведения всего процесса.

Всеобъемлющее раскрытие процесса реорганизации и сопряженных проблем не является целью данной публикации. В рамках предлагаемой вашему вниманию статьи автор попытается обозначить некоторые проблемы, с которыми предстоит столкнуться в процессе реорганизации, затронуть процедурные вопросы проведения в форме слияния и присоединения. Также в статье будут рассмотрены бухгалтерские аспекты процесса реорганизации.

Как правило, основными целями объединения кредитных организаций являются: — концентрация финансовых и управленческих ресурсов, необходимая для реализации стратегии развития;
— расширение спектра предоставляемых банковских услуг, диверсификация бизнеса и рисков;
— расширение клиентской базы;
— построение филиальной сети и модернизация организационной структуры в соответствии с потребностями развития бизнеса;
— повышение эффективности функционирования отдельных служб и подразделений;
— сокращение издержек за счет оптимизации процесса предоставления услуг, реорганизации дублирующих подразделений и унификации банковских технологий и др.

Как показывает практика, проведение мероприятий по реорганизации посредством слияния/присоединения является долговременным и широкомасштабным проектом, затрагивающим все сферы деятельности реорганизуемых банков. Помимо решения чисто технических вопросов (т.е. юридического оформления факта реорганизации) возникает необходимость урегулирования проблемы “совместимости“ двух организаций — проблемы создания единого функционально слаженного механизма, обеспечивающего эффективную работу новой кредитной организации. Это потребует последовательного изучения и анализа ряда взаимосвязанных вопросов, к основным из них можно отнести:

— экспресс-диагностику существующих банковских технологий, систем управления, учета, документирования;
— анализ сильных и слабых сторон участников с целью выбора тех направлений, где ожидается наибольший синергический эффект;
— уточнение позиции реорганизованной кредитной организации в банковском сообществе, включая экономические и социальные аспекты;
— анализ системы существующих и прогнозируемых рисков внешнего окружения (законодательные, регулирующие органы, конкурентная среда, клиентская база, партнеры по бизнесу и т.п.);
— рейтингование и определение сопоставимой группы банков для выработки конкурентной стратегии;
— формирование оптимальной организационной структуры, в том числе:

  • изучение основных элементов существовавших ранее стратегий банков и принятой ими концепции развития объединенного банка в краткосрочной и среднесрочной перспективе;
  • уяснение подхода руководства к управлению банком, типу проводимой политики, принятию рисков, системе внутреннего контроля и внутреннего аудита;
  • анализ способности существующей системы управления удовлетворять потребностям руководства банка с точки зрения оперативности, надежности, гибкости и стоимости;
  • создание структуры, оптимально приспособленной к реализации конкретного объема задач в соответствии с принятой стратегией и концептуальными подходами;
  • создание универсальной и гибкой системы, элементы которой ориентированы на выполнение определенных функций с возможностью дублирования в типовых звеньях и настраиваемой на требуемый круг задач;
  • устранение противоречий между отдельными элементами системы.

— анализ участия в финансово-промышленных группах:

  • сегментный анализ;
  • анализ существующей и потенциальной клиентской базы и ее распределение по обслуживающим подразделениям банка;
  • определение принципов финансового взаимодействия самостоятельных функциональных звеньев;
  • уточнение характера и объемов основных финансовых потоков;

— анализ организации учетного процесса:

  • анализ основных информационных систем на верхнем, среднем и нижнем уровнях управления с точки зрения эффективного обеспечения принятия стратегических, тактических и оперативных решений;
  • анализ основных систем учета (финансового и управленческого) на предмет их полноты и взаимной совместимости;
  • анализ системы планирования и бюджетирования;
  • анализ и оценку характера и масштабов внутреннего документооборота и движения денежных документов;

— анализ работы с ценными бумагами банка, включая такие аспекты как дивидендная политика, стратегия поддержания оптимального курса собственных акций, размещение новых ценных бумаг и привлечение дополнительных капиталов.

Мероприятия, связанные с реорганизацией кредитных учреждений характеризуются следующими особенностями:

— наличие временного лага между принятием решения о присоединении банка и началом деятельности уже реорганизованной кредитной организации (значительная временная протяженность процесса реорганизации), вследствие чего структура активов и обязательств реорганизуемых банков на момент завершения процесса слияния/присоединения может отличаться от их структуры на момент принятия соответствующего решения;
— значительная трудоемкость работ;
— высокая вероятность возникновения конфликта подразделений реорганизуемых кредитных организаций в силу различия в подходах и стандартах выполнения тех или иных банковских процедур и необходимость координации процесса их взаимодействия на этапе реорганизации;
— возможность возникновения значительных банковских рисков в процессе и по завершении осуществления мероприятий по реорганизации;
— необходимость привлечения независимых оценщика и аудитора, проведения согласований в ЦБ РФ и МАП РФ.

Такие комплексные проекты, как правило, осуществляются в несколько этапов, что позволяет четко отслеживать промежуточные результаты и координировать работы, ведущиеся по разным направлениям. Поэтому, в процессе реализации проекта реорганизации банка целесообразно выделить следующие этапы:

— формулировка целей, достижение которых планируется в процессе реорганизации, разработка концепции реорганизации и плана мероприятий по ее осуществлению;
— подготовка проектов документов по реорганизации в соответствии с концепцией;
— проведение юридических процедур по реорганизации с соблюдением требований, установленных действующим законодательством и нормативными актами Банка России;
— разработка и реализация мероприятий по реорганизации структур управления кредитной организации и унификации банковских технологий.

1. Юридические вопросы

1.1. Правовое регулирование

В соответствии с п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица, направленная на укрупнением масштабов бизнеса, может быть осуществлена в форме слияния или присоединения. Юридические проблемы, которые возникают в процессе реорганизации, можно разделить на решение вопросов, связанных как с несовершенством законодательства, так и с рисками, обусловленными принятием того или иного решения, и проведение процедурных мероприятий.

Реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения, осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, регламентирующими процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, учредительными документами кредитных организаций. Основными из них являются:

— Гражданский кодекс Российской Федерации (по тексту — ГК РФ);
— Фе деральный закон от 10.07.02 №86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (далее по тексту — Закон РФ от 10.07.02 №86-ФЗ);
— Федеральный закон от 02.12.90 №395-I “О банках и банковской деятельности“ (далее по тексту — Закон РФ от 02.12.90 №395-I);
— Федеральный закон от 26.12.95 №208-ФЗ “Об акционерных обществах“ (далее по тексту — Закон РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);
— Федеральный закон от 08.02.98 №14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ (далее по тексту — Закон РФ от 08.02.98 №14-ФЗ);
— Федеральный закон от 08.08.01 №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ (далее по тексту — Закон РФ от 08.08.01 №129-ФЗ);
— Закон РСФСР от 22.03.91 №948–1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее по тексту — Закон РСФСР от 22.03.91 №948–1);
— Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 №194 “Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций“ (далее по тексту — Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 №194);
— Инструкция ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций“ (далее по тексту — Инструкция ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И);
— Инструкция ЦБ РФ от 22.07.02 №102-И “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации“ (далее по тексту — Инструкция ЦБ РФ от 22.07.02 №102-И);
— Положение ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П “О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения“ (далее по тексту — Положение ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П).

Перечень сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в форме слияния и присоединения, порядок их представления и рассмотрения в Банке России, а также особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при реорганизации определяются Инструкцией ЦБ РФ от 22.07.02 №102-И и Положением ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П.

1.2. Проблемы и риски, обусловленные законодательством

Как уже было отмечено выше, процесс реорганизации сопряжен с необходимостью решения ряда юридических вопросов, ответы на которые не столь однозначны. Рассмотрим некоторые из них (но далеко не все).

1. Кто участвует в процессе реорганизации: учредители или участники/акционеры? Кем являются владельцы нового банка?

Согласно п.4 ст.57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным:

— при реорганизации в форме слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;
— при реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Иными словами, в случае проведения реорганизации в форме слияния прекращают существования все юридические лица, участвующие в процессе слияния, и создается новое общество, при реорганизации в форме присоединения — только те, которые присоединяются.

Факт создания нового общества при слиянии имеет особую важность в связи с необходимостью решения вопросов, связанных с трактовкой понятий “учредителя“ и “учреждения организации“, особенно с точки зрения применения нормативных актов ЦБ РФ, поскольку, как показывает их анализ, различие между понятиями “учредитель“ и “участник“ в них частенько отсутствует. Важность правильного его решения можно проиллюстрировать следующими примерами:

— ст.18 Закона РСФСР от 22.03.91 №948–1 предусматривает проведение предварительного согласия с МАП РФ приобретения лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). При этом указанное требование не распространяется на учредителей общества при его образовании;
— п.2.1 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И установлено, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Вообще говоря, данный вопрос частенько дискутируется в профессиональной среде и общий вывод, к которому приходят юристы, апеллируя различными нормативными актами, сводится к тому, что учредитель — это только при учреждении, в самом начале процесса возникновения юридического лица, не имеющего какой-либо истории, во всех остальных случаях следует говорить об акционерах либо участниках, в том числе при реорганизации. По мнению Автора, при решении данного вопроса следует руководствоваться правилом, сформулированном в ст.8 Закона РФ от 26.12.95

№208-ФЗ, согласно которому общество может быть создано путем учреждения вновь (и тогда мы говорим о его учредителях) или путем реорганизации (слияния, разделения, выделения, преобразования) существующего юридического лица (тогда следует говорить об участниках/акционерах). В контексте применения Закона РСФСР от 22.03.91 №948–1 следует исходить из тождественности понятий “создание“ и “образование“.

Справедливость подобной позиции подтверждается и тем, что согласно п.1.8 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П к кредитной организации, образованной в результате реорганизации, не предъявляются требования по минимальному размеру уставного капитала, установленные Банком России для вновь создаваемых кредитных организаций.

2. Различие организационно-правовой формой кредитных организаций, участвующих в процессе реорганизации.

Если статьи 51–53 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ ни слова не говорят о порядке конвертации долей реорганизуемых обществ, то статьи 16–17 Закон РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, определяющие порядок реорганизации акционерного общества путем слияния и присоединения, предусматривают, что в договоре о слиянии (присоединении) должны быть определены порядок и условия слияния/присоединения, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества (общества, к которому осуществляется присоединение).

На основании положений указанных статей Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ Пленум ВАС РФ сделал вывод о невозможности присоединения или слиянии обществ, созданных в различных организационно-правовых формах. В частности, в п.20 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.03 №19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах“, указано что “положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 — 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью)“.

В то же время, п.3 ст.1 Закон РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, п.2 ст.1 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ предусмотрено, что особенности реорганизации акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в банковской сфере определяются федеральными законами.

В п.1 вышеназванного Постановления Пленума ВАС РФ указано, что при рассмотрении дел с участием акционерных обществ арбитражным судам необходимо иметь в виду, что действие Федерального закона “Об акционерных обществах“ распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не устано влен о да нным Законом и другими федеральными законами (п.2 ст.1 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ). Пунктами 3, 4 и 5 статьи 1 вышеназванного Закона предусмотрены частичные изъятия из сферы его действия. В частности, особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ в банковской сфере определяются федеральными законами.

Следует также учитывать, что Федеральным законом от 0807.99 №138-ФЗ было внесено дополнение в статью 96 ГК РФ, согласно которому к вопросам, регулируемым специальным законодательством, наряду с указанными в п.3 ст.1 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ отнесены особенности прав и обязанностей участников кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 18.11.03 №19 при применении соответствующих правовых норм судам предписано иметь в виду, что специальные нормы законодательства и иных правовых актов, касающиеся акционерных обществ, действующих в банковской сфере, действуют лишь в части, регулирующей перечисленные в Законе РФ от 26.12.95 №208-ФЗ и ГК РФ особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения, а также особенности прав и обязанностей акционеров). Во всем остальном на эти общества распространяется действие Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ.

Таким образом, при реорганизации кредитной организации в части решения вопроса о возможности слияния/присоединения кредитных организаций, созданных в различных организационно-правовых формах, необходимо руководствоваться нормативными актами Банка России.

Как показал анализ положений, закрепленных в нормативных актах Банка России, они не содержат прямого указания о возможности проведения реорганизации кредитных организаций посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм. В частности, в п.25.1 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И указано, что в договоре о присоединении “определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации (обмена) акций (долей) присоединяемой кредитной организации в акции (доли) присоединяющей кредитной организации“. Аналогичные положения закреплены в п.24.2 вышеназванной Инструкции в отношении акций (долей) кредитных организаций, участвующих в процессе слияния, а также в разделе 3 Инструкции ЦБ РФ от 22.07.02 №102-И.

По мнению автора, вряд ли данные формулировки можно однозначно трактовать как возможность слияния/присоединения кредитных организаций с различной организационно-правовой формой. Таким образом, при реорганизации кредитных организаций представляется целесообразным руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 18.11.03 №19, что обуславливает необходимость проведения дополнительной процедуры реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы кредитной(ых) организации(ий) для приведения их к единообразию.

3. Риск, связанный с предъявлением требования выкупа акций (долей) в уставном капитале кредитной организации.

При инициализации процедуры реорганизации кредитным организациям, участвующим в процессе, следует иметь ввиду риск предъявления обществам требования о выкупе у акционеров/участников принадлежащих им акций/долей.

Так, ст.75 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ установлено, что в случае реорганизации общества акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам. В этом случае:

— общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа (п.1 ст.76 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);
— список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, составляется на основании данных реестра акционеров общества на день составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, повестка дня которого включает решение вопроса о реорганизации (п.2 ст.75 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);
— письменное требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций, должно быть предъявлено обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров, по истечении которого общество обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе, в течение 30 дней (п.3, п.4 ст.76 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);
— выкуп акций обществом осуществляется по цене, указанной в сообщении о проведении общего собрания, повестка дня которого включает решение вопроса о реорганизации, и определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций. При этом общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации. В случае, если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям (п.3 ст.75, п.5 ст.76 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);
— акции, выкупленные обществом в случае его реорганизации, погашаются при их выкупе (п.6 ст.76 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ).

Согласно ст.26 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. При этом его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. В этом случае:

— общество обязано выплатить такому участнику действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада (п.2 ст.26 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ);
— общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли или выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества (п.2 ст.26 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ);
— действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества, и в случае, если такой разницы недостаточно,  — общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму (п.4 ст.26 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ).

Статьей 24 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ предусмотрено, что доля, принадлежащая обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу должна быть по решению общего собрания участников общества распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества либо продана всем или некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам и полностью оплачена. Нераспределенная или непроданная часть доли должна быть погашена с соответствующим уменьшением уставного капитала общества. Продажа доли участникам общества, в результате которой изменяются размеры долей его участников, продажа доли третьим лицам, а также внесение связанных с продажей доли изменений в учредительные документы общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Итак, если Закон РФ от 26.12.95 №208-ФЗ устанавливает однозначное требование о погашении выкупленных при реорганизации акций, то в Законе РФ от 08. 02.98

№14 -ФЗ така я норма не установлена. По общей логике в случае с обществом с ограниченной ответственностью выкупленные доли должны быть распределены между оставшимися участниками либо реализованы третьим лицам. Норм, ограничивающих возможность совершения сделок по переуступке долей участия, действующим законодательством не установлено. В то же время обществом может быть принято решение о соответствующем уменьшении уставного капитала.

Все вышеизложенное обуславливает возникновение вопроса о необходимости регистрации изменений в учредительных документах, связанных с уменьшением уставного капитала и изменением состава участников в связи с удовлетворением требований участников/акционеров о выкупе принадлежащих им акций/долей.

Так, п.17.13 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И установлено, что документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации и связанных с уменьшением уставного капитала, должны быть направлены в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью не позднее одного месяца с даты направления последнего уведомления кредиторам.

Исходя из норм ст.52 ГК РФ в общем случае указанная регистрация необходима для придания юридической силы произошедшим изменениям для третьих лиц. Однако в случае реорганизации ее осуществление лишено всякого смысла, поскольку действие осуществляется в рамках процесса реорганизации, окончательные результаты которого и подлежат государственной регистрации.

Таким образом, в случае инициализации процедуры реорганизации следует учитывать риск проведения повторного собрания акционеров/участников для утверждения сводного баланса, передаточного акта и коэффициента конвертации в связи с удовлетворением требования о выкупе акций/долей. Внесение изменений также потребуется и в разработанный для объединенного банка бизнес-план.

Кроме того, от кредитных организаций, участвующих в процессе реорганизации, созданных в акционерной форме собственности, может потребоваться повторное привлечение оценщика для определения рыночной стоимости акций: первый раз — на момент направления уведомления о созыве собрания акционеров для принятия решения о реорганизации, второй — на момент проведения повторного собрания после удовлетворения требования о выкупе.

Очевидно, что для оптимизации процесса реорганизации и сокращения негативных последствий ее инициализации, менеджменту кредитных организаций целесообразно заранее проработать вопрос о риске возникновения требований о выкупе акций/долей, и, по возможности, обеспечить их перераспределение от негативно к позитивно настроенным акционерам/участникам либо осуществить их выкуп до момента утверждения пакета документов по реорганизации, что в целом обеспечит сокращение издержек и трудозатрат.

4. Риск, связанный с досрочным требованием кредиторов о погашении долга.

Одной из существенных проблем, связанной с процессом реорганизации, является возникновение у кредиторов права требования досрочного погашения задолженности.

Пунктом 6 ст.15 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, п.5 ст.51 Закона РФ от 08.02.98

№14-ФЗ предусмотрено, что при реорганизации общества в форме слияния или присоединения не позднее 30 дней с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в реорганизации, о принятом решении письменно должны быть уведомлены кредиторов обществ и соответствующая информация должна быть опубликована в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Исходя из вышеизложенного, при инициализации процесса реорганизации обществам следует учитывать риск досрочного погашения обязательств. Поэтому, по мнению автора, представляется целесообразным до вынесения решения о реорганизации на общем собрании акционеров/участников менеджменту реорганизуемых обществ провести предварительную работу с наиболее крупными кредиторами с целью нивелирования риска снижения уровня платежеспособности и сопряженных неблагоприятных последствий.

5. Риск возникновения необходимости согласования в МАП России и ЦБ РФ приобретения более 20% (акций) долей участия в уставном капитале.

Здесь следует выделить две процедуры согласования в МАП России и ЦБ РФ права приобретения более 20% акций (долей), предоставляющих право голоса в уставном капитале хозяйственного общества, возможные при проведении реорганизации в форме слияния и присоединения:

— согласование права владения более 20% акций (долей) в уставных капиталах обществ, доли которых принадлежат реорганизуемым кредитным организациям;
— согласования акционерами/участниками кредитных организаций приобретения более 20% акций (долей) в уставном капитале реорганизованной кредитной организации.

Так, согласно п.1 ст.18 Закона РСФСР от 22.03.91 №948–1 с предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). При этом предварительное согласие должно быть получено при любом последующем приобретении акций (долей). Пунктом 5.3 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И установлено аналогичное требование о проведении предварительного согласования с Банком России.

При этом согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 07.03.2000 №194 юридические или физические лица обязаны получить предварительное согласие МАП России на совершение сделок по приобретению более 20% акций (долей в уставном капитале) кредитной организации в случае, если размер ее уставного капитала превышает 160 млн. руб. Для согласования с Банком России такое ограничение не установлено.

Согласно п.5.5 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И обязанность получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации лежит на приобретателе.

Автор считает необходимым обратить внимание на то, что в соответствии со ст.166 и ст.168 ГК РФ на основании статей ст.18 Закон РСФСР от 22.03.91 №948–1, ст.61 Закона РФ от 10.07.02 №86-ФЗ сделка, в результате которой приобретено более 20% акций (долей) хозяйственного общества без получения предварительного согласия с контролирующим органом, является ничтожной.

Хотелось бы также напомнить, что согласно п.5.1 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России.

Если участнику (группе участников) кредитной организации принадлежит более 5% акций (долей) кредитной организации (лицу передано в доверительное управление более 5% акций (долей) кредитной организации), Банк России должен быть уведомлен о любом последующем приобретении акций (долей) той же кредитной организации.

Важной сопряженной проблемой является необходимость предварительной оценки последствий приобретения кредитной организацией 20-процентной доли участия в уставном капитале.

Так, в соответствии с п.2.2.6 Положения ЦБ РФ от 10.02.03 №215-П “О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций“ к показателям, уменьшающим сумму источников основного капитала относится часть вложений кредитной организации в акции (доли участия) дочерних и зависимых юридических лиц (в том числе кредитных организаций-нерезидентов), приобретенных для инвестирования (в случае, если принадлежащий кредитной организации пакет акций превы шает 20% уст авного капит ала организации-эмитента, зарегистрированного в установленном порядке на дату расчета капитала кредитной организации). А это означает необходимость проведения предварительной оценки влияния указанного показателя на размер собственного капитала и способность реорганизованной кредитной организации выполнять экономические нормативы. Менеджменту кредитных организаций необходимо оценить этот риск заранее и предпринять соответствующие меры.

6. Бремя доказательства финансового состояния участников кредитной организации в случае проведения процедуры слияния

Хотелось бы также обратить внимание на следующую особенность реорганизации в форме слияния. Так, п.24.2 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И установлено требование о предоставлении Банк России полного пакета документов, предусмотренного п.3.1 указанной Инструкции для регистрации вновь создаваемой кредитной организации, в том числе документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей и позволяющих провести оценку их финансового состояния.

При этом, п.24.3 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И предусмотрено, что если участниками создаваемой в результате слияния кредитной организации становятся участники реорганизованных кредитных организаций и их доли в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, дополнительной проверки правомерности участия в уставном капитале создаваемой кредитной организации и оплаты (приобретения) ее акций (долей) не требуется. При этом документы, предусмотренные подпунктом 3.1.7 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И (а именно документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей и позволяющих провести оценку их финансового состояния) в территориальное учреждение Банка России не представляются.

Таким образом, в некоторых случаях при проведении реорганизации в форме слияния может быть целесообразным обеспечить неизменность долей участников в абсолютном выражении, проведя их необходимое изменение до момента начала процедуры реорганизации, что можно достичь соответствующим увеличением или уменьшением уставного капитала. Правда это потребует проведения предварительной оценки коэффициента конвертации акций/долей.

7. Риск, связанный с проведением Банком России проверки деятельности реорганизуемых кредитных организаций.

Согласно п.2.1 Положение ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П территориальное учреждение Банка России вправе провести проверку деятельности реорганизуемых кредитных организаций.

В случае принятия уполномоченным должностным лицом Банка России решения о проведении проверки такая проверка должна быть проведена с учетом требований, определенных ст.73 Закона РФ от 10.07.02 №86-ФЗ, и в срок, позволяющий соблюсти сроки рассмотрения территориальными учреждениями Банка России документов кредитных организаций (не более 2-х месяцев), касающихся их реорганизации в форме слияния или присоединения.

Аналогичным образом, п.1.7 Инструкции ЦБ РФ от 22.07.02 №102-И закреплено право регистрирующего органа проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных кредитной организацией — эмитентом для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 13.8 указанной Инструкции для рассмотрения регистрационных документов регистрирующим органом, определенного в 30 календарных дней с даты поступления документов в регистрирующий орган, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 календарных дней.

Таким образом, в процессе подготовки к процессу реорганизации в форме слияния или присоединения кредитным организациям необходимо провести тщательную проверку своей деятельности силами внутреннего или внешнего аудита с целью обеспечения надлежащего документального оформления проводимых финансово-хозяйственных операций и их соответствующего методологического отражения для нивелирования риска применения штрафных санкций за нарушение пруденциальных норм деятельности.

8. Человеческий фактор.

Немалое влияние на процесс реорганизации может оказать так называемый человеческий фактор. Напряженный моральный климат в связи с кадровыми перестановками и ожиданием дальнейших перемен являются типичными проблемами любых инноваций. Обеспокоенность личной стабильностью обусловит возникновение текучки кадров, в связи с чем менеджменту и акционерам/участникам реорганизуемых кредитных организаций необходимо быть готовыми к неизбежным кадровым переменам, в том числе в руководящем составе банков.

1.3. Процедурные мероприятия

С юридической точки зрения процесс реорганизации кредитных организаций можно разбить на следующие этапы:

№ процедуры по порядку Процедура Период проведения Нормативный документ
1 Принятие решения о проведении общего собрания участников кредитной организации с включением в повестку дня общего собрания участников вопроса о реорганизации кредитной организации - п.2.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П
2 Уведомление территориального учреждения Банка России о принятии решения о проведении общего собрания участников кредитной организации с включением в повестку дня общего собрания участников вопроса о реорганизации кредитной организации В течение 5 дней с даты приятия решения п.2.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П
3 Уведомление акционеров/участников о проведении общего собрания не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания акционеров/участников п.1 ст.52 Закона РФ 26.12.95 №208-ФЗ п.1 ст.36 Закона РФ 08.02.98 №14-ФЗ
4 Подготовка договора о слиянии/присоединении, передаточного акта, учредительных документов/изменений к ним - п.2.2 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П
5 Проведение общих собраний акционеров/участников реорганизуемых кредитных организаций До даты проведения совместного общего собрания акционеров/участников п.2.2 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П
6 Уведомление кредиторов каждого из банков о реорганизации с опубликоваием сообщения о принятом решении в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц. Не позднее 30 дней с даты принятия решения последним из банков п.6 ст.15 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, п.5 ст.51 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ
7 Направление уведомления о принятии решения о реорганизации в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизуемой кредитной организации, а также в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации, образованной в результате реорганизации, (в случае если кредитная организация, созданная в результате реорганизации, будет располагаться на территории, не подведомственной территориальному учреждению Банка России по месту нахождения реорганизуемой кредитной организации) не позднее 20 календарных дней после проведения общего собрания участников реорганизуемой кредитной организации п.2.3 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П
8 Проведение совместного общего собрания акционеров/участников реорганизуемых банков - п.2.4 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П
9 Согласование с МАП России реорганизации - п.1 ст.17 Закона РСФСР от 22.03.91 №948&# 8211;1
10 Подготовка документов для регистрации реорганизации в ЦБ РФ, а также документов для регистрации эмиссии акций (если реорганизуемый банк будет функционировать в форме акционерного общества) - п.3.1, п.24.2, п.24.3, п.25.1 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И, п.3.1, п.4.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П,
11 Направление пакета документов для регистрации реорганизации в ЦБ РФ в течение 30 календарных дней с даты проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций п.3.1, п.4.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П
12 Проведение процедуры открытия/закрытия корреспондентских счетов, переоформление обязательных резервов, депонированных в Центральном банке После государственной регистрации п.3.7, п.4.7 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П
13 Уведомление контрагентов о реорганизации, переоформление клиентских счетов и паспортов сделок, и т.д.

Хотя количество этапов не велико и на первый взгляд не представляют особой сложности, тем не менее, каждый из них сопровождает значительной подготовительной работой и имеет свои особенности. Ниже приведены некоторые комментарии к каждому из этапов.

Процедура 1.

При принятии решения о проведении общего собрания акционеров/участников уполномоченный орган должен провести процедуры по его подготовке, предусмотренные федеральными законами от 26.12.95 №208-ФЗ, от 08.02.98 №14-ФЗ, а также “Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров“, утв. постановлением ФКЦБ России от 31.05.02 №17/пс.

Процедуры 2, 3.

Форма уведомления территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации не установлена и разрабатывается исполнительным органом общества самостоятельно.Требования к содержанию уведомления акционеров/участников установлены ст.52 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, ст.36 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ, “Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров“.

Процедура 4.

Согласно п.2.3 Положения №102-П в соответствии со статьями 16 и 17 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, а также статьями 52 и 53 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ договором о слиянии или присоединении утверждаются:

  • порядок и условия слияния или присоединения;
  • порядок конвертации (обмена) долей (акций) каждой реорганизуемой кредитной организации в доли (акции) кредитной организации, образованной в результате реорганизации;
  • дата составления списка лиц, имеющих право на участие в совместном общем собрании участников реорганизуемых кредитных организаций.

Среди наиболее важных аспектов, подлежащих раскрытию в договоре о слиянии/присоединении, по мнению Автора, являются:

— детальное описание процедуры конвертации акций (долей), регламентирующая не только процедуру конвертации, но и источники оплаты дополнительных акций, размещаемых при реорганизации в форме присоединения;
— регламентация процедур взаимного контроля финансово-хозяйственной деятельности реорганизуемых кредитных организаций с целью предотвращения вывода активов и заключения иных сделок, которые могут принести к возникновению неблагоприятных последствий для банков.

В договоре о слиянии или присоединении может содержаться подтверждение об открытии филиалов кредитной организации, образованной в результате реорганизации, открываемых на основе реорганизуемых в форме слияния кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме слияния) или об открытии филиалов кредитной организации, образованной в результате реорганизации, открываемых на основе присоединяемых кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме присоединения).

Согласно п.1.4 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П на основе присоединяемой кредитной организации может быть открыт филиал или внутреннее структурное подразделение кредитной организации, к которой происходит присоединение. Соответствующее структурное подразделение может быть открыто как до завершения реорганизации, так и одновременно с прекращением деятельности присоединяемой кредитной организации. При этом, в первом случае, открытие филиала (внутреннего структурного подразделения) может быть осуществлено в том числе по месту нахождения присоединяемой кредитной организации, при условии его расположения в отдельном, изолированном помещении и обеспечения раздельного ведения учета, хранения документов и ценностей указанного филиала (внутреннего структурного подразделения) и присоединяемой кредитной организации.

Форма передаточного акта не регламентирована и разрабатывается кредитными организациями самостоятельно. На практике чаще всего применяется формирование передаточного акта как перечня лицевых счетов с указанием балансовой стоимости активов и пассивов, а также их количественных характеристик.

Процедура 5.

В соответствии со статьями 16 и 17 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, а также статьями 52 и 53 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ протоколом общего собрания участников каждой из реорганизуемых кредитных организаций, представляемым в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации, образованной в результате реорганизации, подтверждается:

— принятие решения о реорганизации в форме слияния или присоединения;
— утверждение передаточного акта (за исключением кредитной организации, к которой происходит присоединение);
— одобрение проектов учредительных документов кредитной организации, образованной в результате слияния, или изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации, к которой осуществляется присоединение, проектов положений о филиалах кредитной организации, образованной в результате реорганизации, открываемых на основе реорганизуемых в форме слияния кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме слияния) или положений о филиалах кредитной организации, образованной в результате реорганизации, открываемых на основе присоединяемых кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме присоединения);
— утверждение договора о слиянии или присоединении, а также определение представителей кредитных организаций, уполномоченных на подписание договора о слиянии или присоединении, в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.2 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П предусмотрено, что общее собрание участников каждой из реорганизуемых кредитных организаций может (но не обязано) принять решение о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) для заключения договора о предоставлении аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности реорганизуемой кредитной организации и о соответствии законодательству Российской Федерации проводимых реорганизуемой кредитной организацией процедур, связанных с реорганизацией.

Процедура 6.

Форма уведомления кредиторов не регламентирована и разрабатывается кредитной организацией самостоятельно.

Здесь хотелось бы обратить внимание на важность соблюдения процедуры уведомления. Так, по мнению МНС РФ, изложенному в Письме МНС РФ от 10.02.03 ММ-6–09/177@, регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов и выносить решения об отказе в государственной регистрации при их отсутствии. Аргументация подобной позиции МНС РФ следующая.

Статьей 14 Закона РФ от 08.08.01 №129-ФЗ определен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорга низации. Пунктом 4 с т.9 указанного Закон а также установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, им установленных.

Вместе с тем согласно абз.3 ст.1 Закона РФ от 08.08.01 №129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, названного Закона РФ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом следует обратить внимание, что в случаях расхождения указанного Закона с Г КРФ приоритет следует отдавать Кодексу.

В соответствии с п.1 ст.60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Согласно п.6 ст.15 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, п.5 ст.51 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей, о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Процедура 7.

К письменному уведомлению о принятом решении должна быть приложена заверенная кредитной организацией копия протокола общего собрания участников реорганизуемой кредитной организации, на котором было принято решение о реорганизации кредитной организации.

Информация о предстоящей реорганизации, направленная в территориальные учреждения Банка России, является конфиденциальной и не подлежит разглашению служащими Банка России третьим лицам.

Процедура 8.

Согласно п.2.4 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П и в соответствии со статьями 16 и 17 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ, а также статьями 52 и 53 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ протоколом совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций, должны быть утверждены:

  • регламент проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций;
  • учредительные документы кредитной организации, образованной в результате реорганизации в форме слияния, или изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации при реорганизации в форме присоединения, а также положений о филиалах кредитной организации, образованной в результате реорганизации, открываемых на основе реорганизуемых в форме слияния кредитных организаций (их филиалов) или положений о филиалах кредитной организации, открываемых на основе присоединяемых кредитных организаций (их филиалов) при реорганизации в форме присоединения;
  • бизнес-план кредитной организации, образованной в результате реорганизации;

Совет директоров (Наблюдательный совет) кредитной организации, образованной в результате реорганизации, а также ее единоличный исполнительный орган, его заместители и члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер и его заместители.

Согласно п.1.5 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П перерегистрация обособленных и внутренних структурных подразделений (операционные кассы вне кассового узла, дополнительные офисы, обменные пункты и иные структурные подразделения), располагающихся вне места нахождения реорганизуемых кредитных организаций и их филиалов, в обособленные и внутренние структурные подразделения кредитной организации, образованной в результате реорганизации (ее филиалов), осуществляется на основании соответствующих уведомлений, либо заявлений о перерегистрации обменных пунктов, направленных одновременно с документами, перечисленными в пунктах 3.1 и 4.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П, без повторного направления в Банк России представленных ранее для открытия указанных подразделений иных документов (за исключением положений о филиалах кредитной организации, образованной в результате реорганизации, открываемых на основе реорганизуемых кредитных организаций (их филиалов), и документов для получения согласия Банка России на назначение новых кандидатур руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера указанных филиалов кредитной организации, образованной в результате реорганизации).

Процедура 9.

Помимо отмеченной ранее необходимости предварительного согласия с антимонопольным органом приобретения лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей), сам факт реорганизации подлежит согласованию с МАП России.

Так, п.1 ст.17 Закона РСФСР от 22.03.91 №948–1 установлено, что слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

Содержание, сроки подачи и рассмотрения ходатайств и уведомлений, предусмотренных ст.17 вышеназванного Закона установлено “Положением о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (утв. приказом МАП РФ от 13.08.99 №276).

Процедура 10.

Подготавливаемые в процессы реорганизации в форме слияния и присоединения документы во многом идентичны, хотя некоторые отличия все же существуют. Перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган установлен:

— при реорганизации в форме слияния — п.3.1, п.24.2, п.24.3 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04 №109-И, п.3.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П;
— при реорганизации в форме присоединения — п.25.1 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04
№109-И, п.4.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П.

В случае если кредитная организация после реорганизации предполагает функционировать в форме акционерного общества, необходимо также провести эмиссию акций, процедура которой в соответствии с п.п.9.1–9.2 Инструкции ЦБ РФ от 22.07.02 №102-И включает следующие этапы: — принятие решения о размещении ценных бумаг;
— утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
— государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в случае размещения ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500;
— размещение ценных бумаг;
— государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

В соответствии с разделом 3 Инструкции ЦБ РФ от 22.07.02 №102-И при слиянии все акции должны быть размещены среди ее учредителей. При этом акции кредитной организации, принадлежащие другой кредитной организации, участвующей в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующей в слиянии кредитной организации, обмениваются на акции создаваемой кредитной организации. Одновременно акции кредитной организации, принадлежащие другой кредитной организации, участвующей в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующей в слиянии кредитной организации, погашаются.

Акции присоединяемой кредитной организации, принадлежащие кредитной организации, к которой осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемой кредитной организации, погашаются.

Проведение процедуры присоединения невозможно без осуществления дополнительного выпуска акций. Пунктом 4.1.3 Инструкции ЦБ РФ от 22.07.02

№102-И установлено, что дополнительные акции могут быть размещены только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом кредитной организации — эмитента. Решение вопроса об увеличении уставного капитала кредитной организации — эмитента путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров одновременно с решением о внесении в устав положений об объявленных акциях, необходимых в соответствии с законо дательством Российской Ф едерации для принятия та кого решения, или об изм енении положений об объявленных акциях.

Перечень документов, предоставляемых в Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, определен п.п.13.1–13.4, 16.2 Инструкции ЦБ РФ от 22.07.02 №102-И.

Регистрационные документы выпуска акций присоединяющей кредитной организации при реорганизации в форме присоединения представляются кредитной организацией в регистрирующий орган одновременно с документами на регистрацию кредитной организации или на внесение изменений в устав присоединяющей кредитной организации — эмитента.

Регистрационные документы первого выпуска акций и итогов первого выпуска акций кредитной организации, осуществляемого при создании кредитной организации путем реорганизации в форме слияния, представляются в регистрирующий орган в течение месяца с момента получения кредитной организацией — эмитентом сообщения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации кредитной организации.

Регистрация дополнительного выпуска акций присоединяющей кредитной организации — эмитента при реорганизации в форме присоединения осуществляется по получении Банком России сведений о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой кредитной организации при реорганизации в форме присоединения. При этом датой регистрации дополнительного выпуска считается дата внесения указанных изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг при создании кредитной организации путем реорганизации в форме слияния, а также присоединяющей кредитной организации при реорганизации в форме присоединения осуществляется одновременно с регистрацией выпуска ценных бумаг.

Процедура 11.

Документы направляются уполномоченным совместным общим собранием участников реорганизуемых кредитных организаций лицом в территориальное учреждение Банка России:

— при слиянии — по месту нахождения кредитной организации, образованной в результате реорганизации (п.3.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П);
— при присоединении — по месту нахождения кредитной организации, к которой осуществляется присоединение (п.4.1 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П).

Автор хотел бы обратить внимание на следующее особенности процедуры регистрации.

Указанием оперативного характера ЦБ РФ от 27.06.02 №82-Т “О порядке взаимодействия МНС России и Банка России по вопросам государственной регистрации кредитных организаций“ доведен до сведения кредитных организаций “Регламент взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам государственной регистрации кредитных организаций“, изложенный в совместном Письме МНС РФ и ЦБ РФ от 26.06.02 №№БГ-16–09/86, 01–33/2202.

Пунктом 2.1 указанного Регламента установлено, что Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган один комплект документов, предусмотренных Закона РФ от 08.08.01 №129-ФЗ:

  • п.1 ст.14 вышеназванного Закона — при государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в форме слияния,
  • п.1 ст.17 — при реорганизации в форме присоединения

В Письме Московского ГТУ ЦБ РФ от 09.07.02 №28–4–16/502 “Информация о представлении дополнительных комплектов документов“ так же обращено внимание кредитных организаций на необходимость представления в Московское ГТУ Банка России документов для государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в соответствии с Законом РФ от 08.08.01 №129-ФЗ.

Приказом МНС РФ от 03.08.04 №БГ-3–09/178 “Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии и учета юридических и физических лиц“ предусмотрено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, и комплектом документов, представленным для государственной регистрации юридического лица, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.

С учетом вышеизложенного, заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица представляется кредитными организациями одновременно с документами на государственную регистрацию, и в последующем направляется территориальным учреждением в Банк России в общем комплекте документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации, Банк России вместе с комплектом документов, предусмотренным п.2.1 вышеназванного Регламента, направляет указанное заявление в уполномоченный регистрирующий орган.

Процедура 12.

В территориальные учреждения Банка России по месту нахождения реорганизуемых кредитных организаций (их филиалов) реорганизуемыми кредитными организациями направляются заявления о закрытии их корреспондентских счетов (корреспондентских субсчетов):

— при слиянии — счетов всех кредитных организаций, участвующих в процессе реорганизации;
— при присоединении — счетов присоединяемых кредитных организаций.

После получения документов о государственной регистрации осуществляется открытие корреспондентского счета кредитной организации, образованной в результате реорганизации, корреспондентских субсчетов филиалов, открывающихся на основе реорганизованных кредитных организаций (их филиалов), и закрытие корреспондентских счетов реорганизованных кредитных организаций и корреспондентских субсчетов филиалов реорганизованных кредитных организаций.

До закрытия корреспондентских счетов (корреспондентских субсчетов) реорганизованных кредитных организаций (их филиалов) и исключения их из Справочника БИК РФ реорганизованные кредитные организации продолжают осуществлять расчеты по своим корреспондентским счетам (корреспондентским субсчетам филиалов) и выполнять обязательные резервные требования Банка России, свои денежные обязательства, в том числе перед Банком России.

Остатки средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) реорганизованных кредитных организаций (их филиалов) на основании платежного поручения владельца счета перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации, образованной в результате реорганизации.

Кредитная организация, созданная в результате реорганизации, информирует всех своих кредиторов о реквизитах своего корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов, открытых по месту обслуживания ее филиалов, в течение трех календарных дней с момента внесения соответствующих изменений в Справочник БИК РФ.

Депонированные ранее обязательные резервы реорганизованной(ых) кредитной(ых) организаций(ий), а также недовзнос в обязательные резервы (при его наличии на соответствующих внебалансовых счетах) и штраф за нарушение нормативов обязательных резервов (отраженный на внебалансовом счете) переоформляются на реорганизованную кредитную организацию в соответствии с нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок депонирования обязательных резервов кредитных организаций в Банке России. Взаимные обязательства, в том числе денежные, реорганизованной(ых) кредитной(ых) организации(ий) и Банка России переоформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация, созданная в результате реорганизации, вправе начать осуществление банковских операций с момента получения документов о государственной регистрации, указанных в абз.9 п.3.6 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П. При этом следует учитывать наличие временного лага между датой регистрации кредитной организации, созданной в результате реорганизации, и моментом получения менеджментом банка уведомления об этом факте. На практике это означает н аличие периода, когда кредит ные организации, функциониро вавшие до момента реорганиза ции, будут продолжать свою деятельность, несмотря на то, что имеет место факт государственной регистрации реорганизации и прекращения деятельности присоединенных/слившихся банков. В связи с этим, фиксация даты получения документов о государственной регистрации приобретает особую важность.

Кредитная организация, созданная в результате реорганизации (филиалы кредитной организации, образованной в результате реорганизации, открытые на основе реорганизованных кредитных организаций (их филиалов)) может направлять расчетные документы в подразделения расчетной сети Банка России с даты внесения соответствующих изменений о них в Справочник БИК РФ.

Согласно п.1.4 Положения ЦБ РФ от 04.06.03 №230-П кредитная организация,





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.