Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Четверг, 02 мая
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

РЖД остались без бюджета

 
Источник: Газета.Ru
Автор: Михаил Краснов
Ньюсмейкер от РБС: Уварова А.А. - заместитель генерального директора ЗАО "АКГ "РБС"
Дата: 10/11/2005
Версия для печати

Министр транспорта Игорь Левитин пожаловался премьеру Михаилу Фрадкову на своих коллег из экономического блока правительства, которые отказываются выделять 35 млрд рублей из бюджета на реформу «Российских железных дорог» (РЖД). Из-за отсутствия финансирования создание новой пассажирской компании откладывается.

Выступая с докладом на заседании правительства в четверг, Игорь Левитин заявил, что независимая Федеральная пассажирская компания (ФПК) начнет функционировать не раньше третьего этапа реформы РЖД (2006–2008 года), потому что на ее выделение не хватает средств.

ФПК создается для того, чтобы выделить в РЖД прибыльные и убыточные направления бизнеса. Пассажирские перевозки традиционно убыточны и существуют за счет перераспределения средств от высокодоходных грузоперевозок. Реформа РЖД предполагает выделение пассажирских перевозок в отдельную компанию ФПК, 100% акций которой будут принадлежать государству. Отказ от практики перекрестного субсидирования позволит РЖД привлечь инвесторов в наиболее прибыльные сферы деятельности.

«Проблема выделения ФПК состоит в том, что пока данный сегмент деятельности не налажен таким образом, чтобы госсубсидирование можно было прекратить. Непроработанность данного механизма, по-видимому, является причиной сдвигания сроков создания ФПК», – предполагает аналитик группы AVK Елена Шашкина.

Раньше планировалась, что новая компания начнет работать на втором этапе реформы – до конца 2005 года, но, по словам министра транспорта, для ее создания потребуется не менее 35 млрд рублей из федерального бюджета, которых нет в инвестиционной программе РЖД.

Михаил Фрадков напомнил Левитину, что средства для ускоренной реализации реформы стоило попросить у правительства.

«На бюджетном заседании правительства я поднимал этот вопрос, но мне в просьбе было отказано. Вы же на нем и председательствовали», – возразил министр.

Он отметил, что направил все необходимые предложения в бюджетную комиссию, но Министерство финансов решило не финансировать пассажирские перевозки, поэтому создание компании и не включили в план 2006 года.

«Да, в бюджете 2006 года средств на допфинансирование РЖД не предусмотрено. Но ведь вы могли отправить нам запрос», – вступил в спор министр финансов Алексей Кудрин. «Я и отправлял!» – отбивался Левитин. «Нужно было проявить большую инициативу», – отрезал руководитель Минфина.

В спор двух министров вмешался председатель правительства, который призвал железнодорожников «ставить свои вопросы вовремя», если они нуждаются в бюджетных средствах.

Оставшись без поддержки коллег, Игорь Левитин не унывал, отметив, что его ведомство может самостоятельно создать новую пассажирскую компанию. «Сначала это будет „дочка“ РЖД, расходы на нее будут покрываться за счет общей деятельности компании, – сказал он. – Если средства в бюджете будут предусмотрены в 2007–2008 годах, то компания станет самостоятельной». Но финансирование новой компании – не единственная проблема реформы, напомнил министр транспорта.

По его словам, износ основных фондов на российских железных дорогах к концу 2005 года достигнет 65%. Причем с РЖД «поставляют новые вагоны, но с устаревшим пониманием».

Поставка новых вагонов заинтересовала руководителя МЧС Сергея Шойгу, который узнав, что вагоны поставляются с Украины, а контейнеры закупаются в Китае, встал на защиту российских производителей. Но перспектива закупки вагонов и контейнеров в России не устроила Левитина: «Зачем вкладывать деньги в неконкурентоспособное производство? Весь мир закупает китайские контейнеры, ведь они дешевле любых других».

Михаил Фрадков признал, что при реформировании железнодорожной отрасли необходимо минимизировать издержки и повышать ее производительность, но нельзя «допустить переноса издержек в работе компании РЖД на население».

В итоге правительство одобрило инвестиционную программу РЖД на 2006 год (запланированные расходы – 160,9 млрд рублей) и на период до 2008 год, но в дополнительном финансировании Игорю Левитину было отказано.

Эксперты считают отказ в дополнительном финансировании реформы РЖД стратегической ошибкой правительства.

По мнению заместителя гендиректора компании «Развитие бизнес-систем» Аллы Уваровой, средств инвестпрограммы РЖД не хватит даже на плановый капитальный ремонт путей.

«Отрасль еще не вышла на пик развития и тащит на себе социальный груз. Компания не в состоянии самостоятельно обеспечить себя ресурсами для развития, – отмечает эксперт. – Почему профицитный бюджет не финансирует инвестиционные потребности РЖД – это загадка современной экономической политики. Такая политика кажется недальновидной».

По словам эксперта, оценка износа основных фондов РЖД, которую озвучил министр транспорта, – усредненная. «В отрасли разный уровень технического износа. По локомотивам – это страшные цифры. Есть секторы, где износ превышает 80%», – заявляет Алла Уварова.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.