Игры в ассоциации
|
|
Источник: Финанс Автор: Наталья Анищук Ньюсмейкер от РБС: Сергей Шварцман Дата: 13/11/2008 |
| |
Партнерство. Российские аудиторско-консалтинговые фирмы стремятся в международные объединения. Кое-кто уже успел сменить по 2–3 партнера. Зачем и какой от этого прок клиентам?
АКГ «Развитие бизнес-систем» в 2004 году вступила в ассоциацию IGAF. Спустя 3 года РБС из нее вышла и подала заявку в другую – Horwath International. «Сеть IGAF в основном состоит из компаний среднего звена. В 2007 году мы почувствовали, что наше участие в ней не соответствует масштабам бизнеса РБС, – рассказывает заместитель гендиректора РБС Сергей Шварцман. – Так совпало, в этот период Horwath разочаровалась в сотрудничестве со своим российским партнером (МКПЦН – «Ф.») и сделала предложение нам». Типичная история.
А вот взгляд со стороны клиента. С момента создания фармакологическая компания «Биотон Восток» пользовалась услугами аудитора регионального значения. Рост объемов бизнеса и выход на международный рынок заставил предприятие искать нового партнера с общепризнанным авторитетом. От него требовалось проводить аудит, а также давать консультации по вопросам трансформации отчетности по РСБУ в МСФО. «При этом сотрудничество нового аудитора с известной ассоциацией было весомым аргументом при выборе», – рассказывает финансовый директор «Биотон Восток» Ольга Деева.
Членство – некая гарантия качества. Да и клиент клюет на громкое имя. Аудиторам грех было бы не воспользоваться этой слабостью. Компания «БДО Юникон» (ранее «Юникон/МС») в 2002 году вступила в ассоциацию BDO International. Компании требовалось международное членство. Первые четыре строчки в рейтингах аудиторских объединений принадлежат «Большой четверке», сеть BDO International занимает пятое место в мире по объему бизнеса.
Почетные взносы. Все ассоциации можно отсортировать по обороту. Обычно чем крупнее организация, тем жестче правила работы. Плата за участие – соблюдение жестких корпоративных стандартов в отношении качества услуг, этики и даже стиля документации. «Как партнер BDO International мы обязаны поддерживать развитую систему внутреннего контроля качества, – перечисляет основные обязанности партнер «БДО Юникон» Александр Веренков. – Несем ответственность за качество обслуживания переданных нам по сети международных клиентов. При выдаче аудиторского заключения публичной компании, зарегистрированной на иностранной бирже, обязаны проходить специальный обзор со стороны соответствующего офиса BDO в этой стране. Наша профессиональная ответственность должна быть застрахована на адекватном уровне». «Соблюдение стандартов ассоциации нас только дисциплинирует», – смеется Сергей Шварцман.
Регулярно компании-участнику приходится проходить аттестацию на соответствие заданным ассоциацией стандартам. «БДО Юникон» раз в 2–3 года проходит внешние контрольные проверки со стороны сети. Однако время, потраченное на испытания, окупается новой клиентурой. «Мы выполняем совместные международные проекты и самостоятельно оказываем услуги клиентам, сотрудничество с которыми налажено через партнерскую сеть», – поясняет Сергей Шварцман.
Почетная обязанность – членский взнос, исчисляющийся в сотнях тысяч долларов. За несвоевременную сдачу денег могут исключить из любой ассоциации, невзирая на соблюдение всех корпоративных стандартов.
Когда нет денег. Аудиторско-консалтинговые объединения в первую очередь создаются для профессиональных участников этого рынка. Однако и клиенты могут извлечь из этого выгоду – престиж. У каждой ассоциации есть внутренний устав. Зачастую это описание контрольных процедур, гарантирующих качество услуг консультанта или аудитора. Методология ассоциаций направлена на недопущение возможных ошибок и вбирает опыт всех участников, в чем и проявляется ее ценность. Создать такую методологию в рамках одной компании можно только при условии длительного существования бизнеса и многогранного опыта. Например, быть одним из «Большой четверки».
Аудитор или консультант, участвующий в известной ассоциации, может ответить на вопросы по международному праву. «Мы даем своему клиенту консультации в течение 24 часов о налоговом режиме интересующей его страны и существующих соглашениях с Россией», – гордится Сергей Шварцман. Если же компания задалась целью построить международный холдинг, то лучше сделать своим партнером присутствующего в намеченных странах аудитора, а не «букет» локальных консультантов. «При оценке и приобретении активов за рубежом эффективен комплексный подход с привлечением опыта и ресурсов сразу нескольких компаний одной сети, – считает Александр Веренков. – Уровень услуг – одинаковый, стоимость – разумно ограниченная».
Наконец, обращение к партнеру международной сети пойдет на пользу, если компания планирует привлечь инвесторов, заработать кредитную или публичную историю. Услуги традиционной в таких случаях «Большой четверки» могут показаться слишком дорогими. Вот и планирующая IPO группа «Милкиленд» при выборе аудитора в первую очередь обращала внимание на принадлежность к одной из пяти крупнейших ассоциаций. «Поскольку аудит украинской и голландской части холдинга осуществляют члены ассоциации BDO, то выбор в пользу «БДО Юникон» для московского предприятия (Останкинский молочный комбинат) был естественным», – поясняет заместитель директора по отчетности представительства Milkiland на Украине Владимир Науменко.
Не членством единым. Конечно, участие ни в одной ассоциации не поможет консультанту стать партнером крупной корпорации без специальных знаний. Компания не выберет аудитора, несведущего в отраслевой специфике, несмотря на все его регалии. «РЖД‑строй» обратилась к РБС в 2007 году, еще до вступления в Horwath International. «На выбор повлияли рекомендации, результаты реализованных проектов, опыт работы РБС с другими структурами «Российских железных дорог», знание особенностей строительного рынка», – поясняет заместитель генерального директора «РЖД-строй» Руслан Пряников