Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Воскресенье, 05 мая
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Тепло, вода и медные трубы

 
Источник: BusinessWeek Россия
Автор: Яна Юрова
Ньюсмейкер от РБС: Александр Синицкий, руководитель отдела финансового консультирования
Дата: 03/09/2007
Версия для печати

Частные управляющие компании начинают работать в сфере ЖКХ. Станут ли отношения в этой области действительно рыночными?

ХОДИТЬ ДО ВЕТРУ НА УЛИцу, черпать воду из реки и жить исключительно при свечах может сегодня разве что городской сумасшедший. Все остальные горожане нашей страны настолько не готовы отказаться от услуг ЖКХ, что будут платить за них, даже если тарифы начнут расти с неприличной скоростью. Ну, как в такой ситуации муниципальным чиновникам удержаться от соблазна повышать и повышать плату за эти милые привычки?

КОНКУРС В КАНАЛИЗАЦИИ

РЫНОК жилищно-коммунальных услуг и впрямь кусок достаточно жирный. По данным Росстата, его емкость в 2006 году составляла 665 млрд рублей. Это почти 2% ВВП. Из них 149 млрд — это жилищные услуги, 516 млрд — коммунальные. Причем растет этот рынок на 2–3% в год без учета инфляции. А по жилищным услугам цифра вырисовывалась даже выше — 4,8%, что связано с высокими объемами ввода в строй нового жилья.

До 2005 года припасть к этому неиссякаемому источнику доходов частники практически не могли, поскольку система управления ЖКХ в России еще с советских времен сложилась так, что и потребителями такого рода услуг, и заказчиками, и поставщиками были муниципальные предприятия. Отличная схема для того, чтобы впаривать людям услуги пьяного сантехника, заставляя за это платить дважды: по квитанции и лично мастеровому.

Однако несколько лет назад, когда в стране началась реформа ЖХК, власти пообещали российским гражданам, что так внаглую тянуть из них деньги за коммуналку и обслуживание жилищ теперь никто не сможет. Мол, ответственность всех этих трех составляющих будет разведена по разным уровням собственности. Сначала ускорили процесс приватизации жилья, затем новый Жилищный кодекс предписал ДЭЗам срочно акционироваться, чтобы и в сфере управления домами включились рыночные механизмы. С 1 января 2008-го граждане должны будут выбрать способ управления домом: это будет ТСЖ или управляющая компания (УК). Если жители вообще никакого решения не примут, местные власти обслуживание их дома разыграют на конкурсе.

ДЭЗИНФОРМАЦИЯ

В МОСКВЕ порядка 44,5 тыс. домов. ТСЖ управляют почти 1700 из них, примерно столько же отдано в управление частным УК, все остальное жилье по старинке остается во власти ДЭЗов, которые сейчас находятся на стадии реорганизации в акционерные общества. Если же говорить о регионах, то там ситуация еще более нерыночная. Пока на столичном рынке работает порядка 150 частных УК, причем в основном они управляют элитными домами, где расходы на ремонт минимальны. По расчетам ведущего юрисконсульта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, УК в Москве должно быть не менее тысячи, поскольку одной организации невыгодно управлять менее чем 20 многоквартирными домами. То есть рынку есть куда расти.

«Чем больше на рынке будет частных независимых операторов, тем коррупционная составляющая в системе обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами будет ниже», — уверен Александр Синицкий, руководитель отдела финансового консультирования Аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем». Но смогут ли частники ворваться в эту десятилетиями устоявшуюся систему? Коммунальные предприятия: поставщики воды, услуг канализации, электроэнергии — все равно останутся монополистами, и тарифы на их услуги будут устанавливать региональные энергетические комиссии. Проконтролировать уровень тарифов с точки зрения соответствия экономически обоснованным затратам сложно. «А вот на уровне жилищных услуг экономических ограничений по созданию конкурентных условий нет», — рассказывает Александр Синицкий.

Тем не менее, в Москве сейчас на места УК претендуют в основном ДЭЗы. Аналитик компании «Качалов и партнеры» Феликс Карасев уверен, что избавиться от власти ДЭЗов так просто не удастся, и во многом виноваты сами жильцы. «Многие российские граждане до сих пор не стали собственниками жилья, — говорит он. — Речь идет не только о формальной стороне. Сами граждане не хотят принимать никаких решений. Чтобы выбрать управляющую компанию, нужно договориться с соседями, но у нас люди, как правило, друг друга даже не знают. Поэтому в ближайшие несколько лет управляющими компаниями для многих домов останутся ДЭЗы, акционированные в ГУПы».

Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, видит ошибки в самом законодательстве, регулирующем отношения на рынке ЖКХ. «Реформа ЖКХ пошла по пути смены вывесок: управляющие компании просто создают на базе МУПов или ДЭЗов и навязывают жильцам, в том числе и через подтасовку результатов общего собрания жильцов многоквартирного дома, — говорит г-н Симонов. — А поскольку в законе отсутствует четкое определение УК, возникают возможности для использования серых схем и мошенничества».

«Муниципалитеты работают по инерции, они до сих пор считают, что имеют право управлять всеми управляющими организациями и принимать решения в отношении всех домов, — говорит Дмитрий Гордеев. — Нормативные условия для конкуренции частников с муниципальными организациями созданы, а организационные — нет. Даже если частники и вошли на рынок без спроса, муниципалитеты начинают давить на них административными методами».

Генеральная прокуратура решила взять под особый контроль процесс выбора УК многоквартирных домов.ФАС обнаружила, что органы местного самоуправления порой передают многоквартирные дома в управление без проведения конкурса. А уж случаев, когда ТСЖ или выбирают без участия большинства жильцов, или вообще спускают сверху строительной организацией и они существуют автономно от живущих в доме граждан, и вовсе шквал. В моем доме, например, так все и произошло. Причем свергнуть самозванцев, которые теперь от имени всех жильцов дома крутят-вертят его финансами, не выходит: муниципальные органы грудью встали на его защиту.

А Я ЭКОНОМИТЬ БУДУ

ПО МНЕНИЮ Аллы Одинцовой, эксперта инвестиционной компании «Финам», в стране еще не созданы условия для конкуренции управляющих ЖКХ компаний. «Самих управляющих компаний мало, — говорит она. — Их интересует преимущественно относительно новый жилой фонд. Кроме того, сам бизнес УК в условиях регулируемых тарифов ЖКХ не приносит сколько-нибудь заметного дохода, что сокращает базу для возникновения конкуренции в секторе».

Тем не менее, частные компании на рынке ЖКХ уже есть. Правда, пока они все больше интересуются элитным жильем. «Когда же управляющие компании столкнутся с нашими пенсионерами, льготниками и прочими социально незащищенными слоями населения, им придется учитывать финансовые возможности большей части жильцов», — считает Александр Синицкий.

Первый заместитель главы ГУП ЭВАЖД Сергей Филатов уверен: люди дремлют потому, что пока почти 50% жилищно-коммунальных услуг за них оплачивает город. «Когда произойдет переход к 100-процентной оплате, они задумаются, что нужно выбирать компанию, которая предлагает обслуживать дом за наименьшую сумму при более качественных услугах», — говорит он. И не факт, что тут одержат верх бывшие ДЭЗы. Время покажет, кто эффективнее и надежнее сможет управлять.

Аналитики уверены: будут востребованы фирмы, предлагающие новые технологии, которые позволят всему дому экономить энергию, воду, тепло, а значит, и экономить деньги жильцов. Сейчас элементы «умного» дома постепенно приходят в ЖКХ. Это, например, зависимость температуры батарей от окружающей температуры. Применяются новые материалы для более эффективного изолирования трубопроводов, теплоизоляции стен, крыш, перекрытий.

«Мы посмотрели, что в структуре затрат жильцов от 5% до 10% составляет освещение подъезда и придомовой территории. Поэтому сейчас в порядке опытной эксплуатации пробуем освещать места общего пользования за счет применения солнечной энергии, — рассказывает Сергей Филатов. — Пока только на одном доме поставили солнечную батарею, но планируем скоро распространить этот опыт на целый микрорайон».

Некоторые УК рассматривают возможность установки комплексов, регулирующих подачу горячей воды от поставщика. Особенно это актуально ночью, когда она в меньшей степени нужна. Кто-то ставит датчики залива, которые просигнализируют вовремя о прорыве батареи. Все это тоже дает возможность снижать затраты жильцов. По подсчетам Дмитрия Гордеева, только на отоплении при помощи ресурсосберегающих технологий можно сэкономить до 30% средств. Конкурентные преимущества будет иметь и тот, кто помимо обязательных услуг будет предлагать дополнительные.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.