Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Воскресенье, 05 мая
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Бензин на закуску

 
Источник: Секрет фирмы №8
Ньюсмейкер от РБС: Миславский С.В. - консультант отдела стратегических и маркетинговых исследований департамента консалтинга ЗАО "АКГ "РБС"
Дата: 27/02/2006
Версия для печати

Во всем мире розничные сети открывают магазины на заправочных станциях, а также строят собственные АЗС. «Патэрсон» может стать первым российским ритейлером, создавшим федеральную сеть магазинов на заправках.

Сеть супермаркетов «Патэрсон» ведет переговоры с несколькими крупными компаниями (по данным СФ, среди них - ЛУКОЙЛ и «Татнефть») о размещении магазинов на их АЗС. Как пояснила СФ пресс-секретарь «Патэрсона» Надежда Сенюк, до конца года появится еще пять магазинов на заправках в Москве, Петербурге и Киеве. После этого «Патэрсон» начнет создавать сеть торговых точек на АЗС в регионах.

По мере роста конкуренции новые форматы торговли становятся все более привлекательными. Однако до недавнего времени попытки ритейлеров создавать сети на АЗС заканчивались неудачно. Так, в 2002 году ЮКОС приобрел контрольный пакет сети супермаркетов «Копейка», чтобы создать на базе «Копейки» сеть магазинов при АЗС по примеру компании BP. Однако «заправочный» проект тормозил развитие сети супермаркетов и в конце 2003 года основатель «Копейки» Александр Самонов договорился о выкупе у ЮКОСа контрольного пакета сети. В итоге 50% акций «Копейки» отошли к «Уралсибу».

Что касается проекта «Патэрсон», то, как говорит консультант отдела стратегических и маркетинговых исследований компании РБС Сергей Миславский, он окажется успешным, если удачно выбрать заправки для размещения магазинов. «Необходимо выбирать АЗС, на которых водителям будет удобно покупать продукты,- говорит он.- Например, по дороге с работы домой. Кроме того, есть риск, что негативное отношение потребителя к определенным заправкам (некачественный бензин, плохой сервис) может перенестись на брэнд „Патэрсон”. Поэтому выбор компаний-партнеров должен стать решающим фактором».

Аналитик компании «Атон» Дмитрий Лукашов считает планы «Патэрсон» по созданию сети магазинов при АЗС вполне логичным ходом. «В Европе и США значительная часть прибыли заправок поступает от продажи потребительских товаров»,- говорит он. В среднем более 50% прибыли европейской бензоколонки приходится на торговлю непрофильными товарами. В 2005 году французская розничная компания Carrefour открыла более 40 супермаркетов под брэндом Proxi на заправках BP. Британская Marks & Spencer открыла продовольственные магазины M&S Simply Food на нескольких АЗС BP в Великобритании. Крупнейший европейский оператор АЗС компания Total подписала соглашение о сотрудничестве с сетью кофеен Cote Cafe. BP заключила аналогичное соглашение с сетью кондитерских Paul.

Розничные сети в свою очередь активно открывают собственные АЗС. Свои сети заправочных станций есть у французских сетей Carrefour, E.Leclerc и британских Tesco и Asda. По данным Petroleum Industry Association, в Великобритании доля супермаркетов в общем объеме сбыта горючего превышает в настоящий момент 30%.

Российские ритейлеры начнут более активно осваивать торговлю на АЗС по мере выхода в сегмент новых крупных игроков. По словам Дмитрия Лукашова, рентабельность заправочного бизнеса в России сейчас очень высока. Это подтверждается и тем, что компания Royal Dutch / Shell собирается расширять свою сеть АЗС в России. Пока у компании 20 заправок Shell в Питере, в этом году планируется начать открывать их и в Москве. В 1970-х годах Shell начала развивать в США магазины и рестораны быстрого обслуживания под брэндом Select и в результате стала самым крупным в мире продавцом хот-догов и вторым по величине продавцом прохладительных напитков после McDonald's. Надежда Сенюк говорит, что «Патэрсон» готова рассмотреть варианты сотрудничества со всеми сетями АЗС, обладающими известным брэндом и достаточно большим количеством заправок. Если Shell предложит совместный проект по открытию магазинов на заправках, он будет потенциально интересен сети супермаркетов.

Резюме:

ФАКТ: Сеть супермаркетов «Патэрсон» планирует создать федеральную сеть магазинов на автозаправочных станциях.

ПРИЧИНА: Сегмент магазинов при АЗС практически не занят.

ПОСЛЕДСТВИЯ: Магазины на автозаправках для крупных российских ритейлеров со временем могут стать мощным каналом продаж.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.