Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Воскресенье, 05 мая
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

РЖД дадут народу покататься. Экс-МПС восстановило льготы для части категорий граждан до особого распоряжения

 
Источник: RBC-Daily
Автор: Алексей Виноградов
Дата: 18/01/2005
Версия для печати

Льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте для участников ликвидации аварии в Чернобыле, студентов, школьников, а также сотрудников МВД «при исполнении ими служебных обязанностей» временно сохраняется. Точнее, вновь вступает в силу с 14 января. Об этом решении, действующем «до особого распоряжения», со ссылкой на президента ОАО «Российские железные дороги» Геннадия Фадеева сообщила пресс-служба РЖД. Как утверждается, это делается «в целях недопущения социальной напряженности».

Тема социальной напряженности на фоне нарастающих протестов нынешних или уже бывших льготников звучит как нельзя более актуально. Особенно это касается транспортных проблем, которые встали после 1 января перед населением первыми. «Проблема обострилась еще и тем, что в ряде регионов с начала года были подняты тарифы на проезд в общественном транспорте, включая пригородные электрички, – сказала RBC daily эксперт фонда “Центр развития” Наталья Акиндинова. – Вкупе с отменой льгот на транспорт для значительных категорий населения это вызвало серьезный негативный эффект. А дальше может быть еще хуже, поскольку значительная часть населения еще не получила счетов по квартплате и ЖКХ. В преддверии этого события и соответствующей народной реакции, видимо, и беспокоится правительство».

Что касается решения руководства ОАО “РЖД”, то, как подчеркнул в беседе с RBC daily представитель компании Игорь Плотников, оно принято не из альтруистических соображений: «Мы не занимаемся благотворительностью такого рода. Это временная мера, которая позволит менее болезненно завершить сложный процесс. Но, конечно, льготы должны быть компенсированы нам правительством, и в данный момент мы ведем переговоры с кабинетом министров об определении источников финансирования этой компенсации. Правительство могло бы кое-что определить и раньше, тем более что, например, „чернобыльцы“ и еще ряд категорий относятся к разряду федеральных льготников, однако Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию не включило их в договор по транспортному обслуживанию, заключенный с нами».

По словам Игоря Плотникова, даже и те компенсации, которые ОАО получает из федерального бюджета за обслуживание части льготных категорий, явно недостаточны. «Примерно 40 руб. на одного человека из категории в 14,5 млн – в принципе цифра „неадекватная“, – говорит он. – Тем более что мы несем издержки не только от „социалки“, но и от железнодорожных тарифов, устанавливаемых правительством и, на наш взгляд, явно заниженных. Но мы понимаем, что возможности правительства ограничены, и пусть хоть что-то оно нам компенсирует – все лучше, чем ничего».

По итогам прошедшего года ОАО «РЖД» планировало перевести порядка 1,2 млрд условных пассажиров на пригородных направлениях. Это не считая «дальнобойщиков» (130 млн, при этом и по этой категории «социально-льготные» убытки, по подсчетам экспертов АКГ «РБС», должны составить 13,9 млрд руб.).

«Конечно, расходы по транспортным услугам до сих пор были выше, чем реальные бюджетные компенсации транспортным компаниям, – считает Евгений Хотулев из Экономической экспертной группы. – Впрочем, автобусные компании имели возможность завышать свои расходы из-за отсутствия четкой статистики перевозимых пенсионеров и прочих льготников – у РЖД статистика более ясная. В любом случае, принятые цифры бюджетных (со стороны федерального и местных бюджетов) компенсаций железнодорожникам – это решение, продиктованное политическими, а не „математическими“ соображениями».

Вряд ли можно сомневаться в том, что предоставление или, точнее, временный возврат льгот «чернобыльцам» и учащимся обусловлено высокой активностью тех же ветеранов чернобыльской катастрофы в борьбе за смягчение последствий пресловутой «монетизации» (хотя этой категории льготы частично оставлены). Причем эту активность они проявляли не после 1 января, как некоторые, а еще заранее. На 18 января в Верховном суде РФ намечены слушания, связанные с соответствующими исками чернобыльцев. Впрочем, ветеранов ликвидации знаменитой «атомной» аварии не так много (во всяком случае – не так много согласно официальным реестрам), что касается категории учащихся, то она куда больше – свыше 28 млн человек, что, кстати, в два раза превышает число лиц, включенных в «льготное» соглашение правительства и РЖД (конечно, далеко не все школьники ездят каждый день, но все же). Что касается предоставления льгот милиционерам, то эта мера скорее вынужденная – уже было достаточно сообщений о том, что сотрудники МВД реагировали на требование оплаты проезда, мягко говоря, болезненно. Теперь, видимо, до особого распоряжения появилась формулировка о «находящихся при исполнении» (интересно, насколько кассир или контролер сможет определить, «при исполнении» человек или нет).

Одним словом, отмечают эксперты, решение ОАО «РЖД» о временном сохранении льгот (вкупе с решениями администраций ряда областей также сохранить определенные льготы для населения) – еще один признак того, насколько большие сложности вызвала пресловутая «монетизация» на практике. Впрочем, кто бы сомневался. Как бы ни хорошо бы была задумана реформа, последние полтора десятилетия слишком приучили население к тому, что любая серьезная перемена до добра не доводит – а потому ее принимают в штыки. И правительству придется приложить очень много усилий, чтобы это недоверие искоренить.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.