Издержки роста
|
|
Источник: Босс №11 (69) 2003 Автор: Мария Тучина Ньюсмейкер от РБС: Пикан И.Б. - Генеральный директор ЗАО "АКГ "РБС" Дата: 25/11/2003 |
| |
Устойчивый рост фирмы является залогом ее процветания, жизнеспособности и стабильного дохода. Но каждой ли компании нужно расти? Каково влияние оказывает государство на рост российских предприятий? Какие проблемы управления ростом существуют в нашей стране? Есть ли у нас компании, способные конкурировать на мировом рынке, и каков уровень подготовки российского менеджмента в области управления ростом? На эти вопросы отвечают топ-менеджеры российских компаний.
Игорь Пикан, генеральный директор аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем“:
— Расти надо всем компаниям, тем более в России. Даже ОАО “Газпром“ и РАО “ЕЭС России“ необходимо расти — если не по масштабам, то по качеству управления, по капитализации. Бизнес должен развиваться даже если экономика не растет, потому что остановиться — значит начать терять позиции на рынке, деньги, имидж и т. д.
Сегодня большинство крупных компаний, особенно промышленных, развивается без серьезного влияния государства. Его четкая позиция еще не оформлена, что является проблемой для наших компаний: они просто не понимают, какой бизнес будет поддерживаться, как будет изменяться законодательная база. Это сдерживает серьезные инвестиции, так как собственники и инвесторы продолжают с опасением ожидать возможности трансформации экономики, пересмотра правил игры со стороны государства.
Основная проблема — это российский менеджмент управления ростом, в частности. Его профессионализм, мотивированность на результат, понимание того, что успех приходит благодаря труду, а не в результате манипуляций с отчетностью. Вторая проблема — слабое развитие культуры корпоративного управления, недостаточное использование современных управленческих технологий, низкий уровень корпоративной социальной ответственности.
Уровень подготовки российского менеджмента управления ростом пока не отвечает современным требованиям. Повышение качества управления — самый большой резерв для развития отечественных компаний. За счет эффективной организации управления они могут расти опережающими рынок темпами еще три — пять лет. Менеджменту еще только предстоит научиться работать с независимыми консультантами, помогающими освоить данный резерв.
Компании, способные конкурировать и уже конкурирующие на мировом рынке, у нас безусловно, есть. Хоть, надо признать, у большинства этих компаний конкурентоспособность предопределена самими масштабами их бизнеса. Это “Газпром“, “Росвооружение“, вертикально-интегрированные нефтяные компании, “Русский алюминий“, “Норильский никель“, , ряд производителей минеральных удобрений, например “Уралкалий“, “Сильвинит». Их вес, по крайней мере, для западных коллег, очевиден. Хочется отметить, что некоторые наши средние и мелкие предприятия также успешно работают на зарубежных рынках за счет использования высоких технологий, создания уникальной продукции. Впрочем, пока это еще не стало массовым явлением.