Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Четверг, 02 мая
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Советы снова в силе

 
Источник: Экономика и жизнь
Дата: 31/05/2003
Версия для печати

Деятельность разнообразных консультационных компаний сегодня превратилась в один из самых быстрорастущих и доходных видов бизнеса. К консалтингу стали относиться как к локомотиву, способному вытянуть компанию, предприятие в сложных экономических условиях.

Рост не по дням, а по часам

Полностью оценить реальные объемы рынка консалтинга вряд ли возможно хотя бы потому, что международные консультанты, работающие в России (примерно полтора десятка), данные о своей деятельности не раскрывают. Исключением, пожалуй, является открыто публикующая информацию о своих доходах компания PricewaterhouseCoopers (лидер мирового аудиторско-консалтингового рынка), выручка которой по итогам 2002 г. составила 860 млн рублей. С учетом российских и иностранных компаний весь рынок консультационных услуг можно оценить примерно в 550–600 млн дол.

Другой особенностью рынка консалтинга является высокая территориальная концентрация. Более половины компаний, оказывающих различного рода консультационные услуги, расположены в Москве, а их доля в объеме доходов, заработанных всеми российскими консультантами, за три года составила около 80%.

Отличается рынок и высокой динамичностью. Невероятные темпы роста (за последние три года — почти в три раза) в комментариях не нуждаются! Столь скоростные качества консалтинговый “локомотив“ получил благодаря повышенному спросу на свои услуги со стороны промышленников, которые в конкурентной борьбе берут на вооружение самые современные технологии, а значит, прибегают к помощи консультантов.

Понятно, что высокоинтеллектуальный труд такого рода специалистов стоит немалых денег.

Кто платит консультантам

Для того чтобы локомотив мог двигаться в течение долгого времени и при этом набирать обороты, необходимо топливо. Резонный вопрос: откуда “дровишки“ и где потенциальные точки роста?

В разряд пользователей консалтинговых услуг, как правило, попадают те предприятия, у которых дела обстоят очень хорошо, но хотелось бы, чтобы было еще лучше. Другая категория — это компании, у которых дела обстоят совсем плохо и которым необходимо хоть как-то удержаться на плаву.

Если первые больше всего боятся потерять завоеванные позиции и их запросы к консультантам относятся к области услуг по усовершенствованию бизнеса, то вторые, после того как прочно встанут на ноги, торопятся занять место первых. Наличие такого круговорота — и есть источник неиссякаемого спроса на консалт-услуги.

Треть своих доходов консультанты получают в нефтегазовом комплексе. Помимо сырьевых отраслей, спрос на услуги консультантов за последние годы увеличился со стороны машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий. В итоге на долю промышленного сектора приходится до 70% консалтинговых услуг.

Однако существует и обратная ситуация. Как правило, низкий спрос на консалтинг предъявляют те отрасли и сферы народного хозяйства, в которых отсутствует жесткая конкуренция и ощущается нехватка финансов. Наличие первого фактора лишает предприятия возможности стремиться к более эффективному ведению бизнеса, второго — ведет к тому, что большинство руководителей этого сектора вообще не думают о консалтинге: нет средств на самые неотложные нужды — какой уж тут рывок!

К числу таких отраслей в первую очередь нужно отнести сельское хозяйство, транспорт, легкую и угольную промышленность. Но отсталое производство можно поднять только с помощью современных проектов, нестандартных решений, за счет повышения уровня конкуренции. Иного выхода все равно нет!..

От редакции

Этот выпуск “ЭЖ“ посвящен рынку консалтинга в России, что продиктовано пожеланиями наших многих читателей. Как за свои деньги получить качественный консалтинговый продукт, как не попасть в ловушку недобросовестных дельцов, промышляющих на трудностях российских предприятий? “ЭЖ“, как всегда, готова ответить на все вопросы, волнующие читателей. Пишите, звоните, будем рады проконсультировать!

Выручка консалтинговых компаний России (в области управления, 2002 г., млн руб.)
Стратегический консалтинг 795, 4
Финансовое управление 360, 9
Маркетинговое и РR-консультирование 210, 7
Управление и подбор персонала 99, 1
Управленческий IT-консалтинг 636, 5
Источник: РА “Эксперт“, “ЭЖ“, ЗАО “АКГ “РБС»





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.