Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Понедельник, 29 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Выступление заместителя министра МПС Беловой А.Г.

 
Источник: Известия
Дата: 20/10/2002
Версия для печати

В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной в 2001 г. постановлением Правительства, разработаны проекты федеральных законов “О железнодорожном транс порте в Российской Федерации“, “Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ и “О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон “О естественных монополиях“.

Указанные проекты законов приняты в первом чтении в июне этого года Государственной Думой.

Федеральное имущество будет передано единому хозяйствующему субъекту — открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“. Поскольку действующий закон “О федеральном железнодорожном транспорте“ ориентирован на федеральную собственность, ряд его положений должны быть концептуально пересмотрены.

В качестве одной из первоочередных задач реформирования определено разделение функций государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности. Предполагается кардинальное изменение существа право­отношений, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса. Прежде всего, перевозочный процесс, осуществляемый в настоящее время, необходимо разделить на два самостоятельных спектра правоотношений: услуги инфраструктуры и перевозки. Это обеспечит условия для создания и развития конкурентной среды, позволит функционировать не­зависимым перевозчикам.

В законопроекте заложен но­вый подход к системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования. Предполагается вывести из ведения федерального органа исполнительной власти функции, не связанные с осуществлением властных регулятивных полномочий государственного органа.

Законопроект закрепляет концептуально новый подход к организации перевозок. На рынке железнодорожных перевозок выделяются три субъекта — пере­возчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и пользователь услуг железнодорожного транспорта. Законопроект закрепляет требования, предъявляемые к указанным лицам. Перевозчиком может стать любое юридическое и физическое лицо, владеющее на праве собственности или на иных за­конных основаниях железнодорожным подвижным составом и получившее лицензию на осуществление перевозочной деятельности. Вторым субъектом является владелец инфраструктуры, которым признается любое юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или на иных законных основаниях инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию.

Большое внимание отводится регулированию отношений владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта и перевозчиков. Основными являются принцип доступности и безопасности услуг, повышения их качества, недискриминационность доступа, удовлетворения растущего спроса и другие.

Законопроектом предлагается более гибкая система тарифного регулирования исходя из появления конкуренции.

В целях повышения качества услуг вводится лицензирование перевозочной деятельности, а также деятельности, связанной с оказанием услуг инфраструктуры, обязательная сертификация всех услуг, оказываемых пользователям. При несоблюдении установленных стандартов качества обслуживания действие лицензии будет приостанавливаться или прекращаться.

Законопроект закрепляет ряд правомочий пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей при пользовании услугами железнодорожного транспорта. В частности, закрепляется их право на участие в подготовке графиков движения поездов.

Проект федерального закона “Транспортный устав железно­дорожного транспорта Российской Федерации“ направлен на регулирование отношений, возникающих между всеми участниками перевозок на железной дороге, как физическими, так и юридическими лицами, устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Проектом Устава установлены сроки и порядок на перевозки грузов, обязанности участников перевозочного процесса по всем его элементам. Разработка законопроекта “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ осуществлялась исходя из необходимости создания открытого акционерного общества “Российские железные дороги“.

Создание ОАО обусловлено необходимостью разделения функций государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности, сведения к минимуму риска необратимых действий, которые могут привести к потере экономической и технологической устойчивости, внедрения конкуренции, являющейся одним из условий обеспечения равноправного доступа независимых операторов к инфраструктуре, формированию справедливого тарифообразования и другими позиция­ми, улучшающими функционирование отрасли.

При разработке законопроекта наряду с российским опытом реформирования естественных монополий учитывался так ­же зарубежный опыт реформирования государственного железнодорожного транспорта.

Так, в Швейцарии Федеральные железные дороги получили новый статус акционерного общества, в Финляндии Государственные железные дороги преобразованы в холдинговую группу, в Нидерландах создана холдинговая железнодорожная компания, все акции которой принадлежат государству. В настоящее время практически не осталось стран с рыночной экономикой, где железные дороги находятся в собственности государства. Статус железных дорог изменился или меняется во многих странах с переходной экономикой.

Таким образом, в случае когда железные дороги становятся коммерческой организацией, государство владеет его акция­ми, но не выполняет функций оперативного управления. Создание ОАО “РЖД“ пред­полагается осуществить путем внесения имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал ОАО. Железные дороги, являющиеся в настоящее время государственными унитарными предприятиями, будут лишены статуса юридического лица и станут филиалами общества. Порядок проведения приватизации имущества организаций именно таким способом не урегулирован законодательством РФ.

Специальный раздел законопроекта посвящен формированию и оценке имущества, в том числе проведению инвентаризации, особенности внесения в уставный капитал “РЖД“ земель федерального железнодорожного транспорта.

ОАО “РЖД“ определено как акционерное общество, производящее услуги, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.

В связи с этим законопроектом закрепляется принцип со­хранения единства и централизованного управления производственной инфраструктурой, которая будет находиться в собственности ОАО. Имущество инфраструктуры, включая соответствующие земли, а также аварийно-восстановительные и мобилизационные резервы ограничиваются в обороте. Обязательным условием распоряжения указанным имуществом является сохранение профиля его использования.

В рамках проводимой реформы предусматривается демонополизировать услуги железнодорожного транспорта и, как говорилось ранее, развить конкуренцию в сферах перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров. В связи с этим принимается закон “О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон “О естественных монополиях“. Благодаря этому законопроекту произойдет сужение сферы государственного регулирования железнодорожных перевозок. Законопроект содержит за­прет на экономически неоправданное сдерживание пере­хода естественно-монопольных сфер в состояние конкурентного рынка.

Анна БЕЛОВА окончила Московский инженерно-физический институт, аспирантуру НИИ радиоприборостроения. Получила второе высшее образование по специальности “Финансы и кре­дит“ в Академии повышения квалификации руководящих работников инвестиционной сферы. С 1993 по 1998 г. возглавляла Московское представительство компании Booz Allen & Hamilton и отвечала за разви тие бизнеса в России и СНГ. Одновременно в 1996–1998 гг. занимала пост заместителя Председателя Совета директоров Американской торгово-промышленной палаты в России. Последние три года работала в известных российских аудиторско-консультационных компаниях. До работы в МПС являлась первым заместителем генерального директора Аудиторско-консультационой Группы “Развитие Бизнес Систем». Назначение Анны Беловой на пост заместителя Министра путей сообщения РФ явилось результатом ее деятельности в качестве соавтора и российского менеджера проекта по разработке программы реформирования железнодорожной отрасли, которая была одобрена Правительством и Госсоветом.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.