Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Понедельник, 29 апреля
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Налоговая оттепель и монопольные репрессии

 
Дата: 12/07/2006
Версия для печати

Среди принятых Госдумой в весеннюю сессию законопроектов бесспорно лидируют «налоговые». Главный из них — многострадальный законопроект о совершенствовании налогового администрирования. Однако депутаты ударно поработали и над целым блоком экономических законов, оценить преимущество которых предприниматели смогут уже в следующем году.

Льготы для нефтяников

Весьма успешной весенняя сессия оказалась для представителей добывающей отрасли, которые более двух лет ждали закона, устанавливающего нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых нефтяных месторождений. Такой документ депутаты одобрили в трех чтениях, хотя его прохождение в Госдуме сопровождалось бурными дискуссиями и налоговый подкомитет даже отклонил проект закона на одном из заседаний. Свой демарш депутаты объяснили тем, что закон рассчитан на узкий круг компаний. «Окончательная редакция не столь либеральна, как первоначальная: льготы остались только для компаний, работающих в Восточной Сибири, тогда как изначально планировалось их распространить еще и на Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию.

Поэтому круг компанийльготников будет весьма узок.

Это „Газпром”, „Сургутнефтегаз”, „Роснефть”. Если бы депутаты оставили прежнюю версию, то льготу получил бы еще и ЛУКОЙЛ»,— говорит аналитик ИК «Финам» Тимур Хайруллин.

Согласно законопроекту, от уплаты НДПИ будут освобождены новые месторождения в Восточной Сибири, на которых накопленный объем добычи нефти не достиг 25 млн тонн. Предполагается, что нулевая ставка НДПИ будет действовать в течение десяти лет для компаний, получивших лицензии только на добычу.

Для тех, кто получил лицензию также и на разведку, срок действия налоговых каникул составит 15 лет. Для месторождений со степенью выработанности более 80% планируется установить понижающий коэффициент НДПИ. «В целом законопроект весьма позитивен, так как будет способствовать разработке новых месторождений и приостановит снижение темпов добычи сырья»,— считает Тимур Хайруллин.

Разочарование для ИТ-отрасли

Налоговые льготы получат и компании, работающие в сфере высоких технологий,— правда, совсем не те, на которые они рассчитывали. Перед вторым чтением документа в Госдуме из законопроекта исчезла норма о замене всех налогов единым сбором в 6%.

Вместо этого депутаты предложили программистам уплачивать по пониженной ставке единый социальный налог (ЕСН), при этом все остальные налоговые сборы будут сохранены. Впрочем, сами разработчики софта не так уж и раздосадованы, так как депутаты выполнили прежние обещания, в частности по численности компаний-льготников. «В принятом варианте учтены настойчивые требования российских ИТ-ассоциаций по снижению до 50 человек порога численности персонала компаний, подпадающих под льготы, а также снижение уровня экспорта в обороте компаний до 70%»,— говорит глава ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. По его словам, специальный налоговый режим был бы более предпочтительным, поскольку он снимает бремя администрирования множества налогов, заменяя их одним налогом. «Эта ноша администрирования оказывается потяжелее, чем сами налоги. Кроме того, в таком варианте происходило бы снижение налога на прибыль, что предпочтительно для компаний, реинвестирующих в НИР или готовящихся к привлечению сторонних инвестиций»,— говорит Макаров.

Льготные зоны

Также на льготы будут претендовать представители туриндустрии, которые приложат усилия к созданию третьего типа зон— туристическо-рекреационных. Госдума одобрила в трех чтениях законопроект о создании таких зон, и правительство вот-вот начнет отбор территорий для привлечения российских и западных инвесторов к развитию в них туристической инфраструктуры.

В отличие от технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, для турзон не предусмотрено ограничений ни по размеру, ни по объему инвестиций, а на их территории можно будет возводить объекты жилого фонда. Согласно внесенным ко второму чтению поправкам, турзоны могут образовывать не только территории муниципальных образований, но также земельные участки, находящиеся в частной собственности. Из налоговых льгот для резидентов ОЭЗ можно выделить освобождениев течение первых пяти лет от налога на имущество, а также земельного налога. Также резиденты турзон смогут воспользоваться пониженной ставкой единого социального налога в размере 14% при годовой зарплате работника до 280 тыс. руб. «Но вместе с тем законопроект выводит из льготного режима налогообложения ту часть деятельности компаний, которая не связана с развитием ОЭЗ, что вполне резонно. Именно для этого понадобилось вводить норму, обязывающую компании разделить показатели прибыли, получаемой от деятельности в ОЭЗ, и прибыли, получаемой от деятельности на иных территориях»,— говорит генеральный директор ООО «Аудит — новые технологии» Ирина Гандзюк.

Попытка прекратить налоговый террор

Предоставление бизнесу различных налоговых льгот было бы неполным без совершенствования налогового администрирования. Поправки в Налоговый кодекс, призванные упорядочить отношения между бизнесом и налоговиками, проходили согласование в Госдуме больше года.

В итоге депутаты приняли документ, который, по их словам, «на 90% представляет собой детальное описание процедур налогового контроля, благодаря чему исключается возможность произвола чиновников». В частности, закон устанавливает закрытый перечень документов, которые налоговики могут истребовать у налогоплательщика для проведения камеральной проверки. Однако предприниматели утверждают, что окончательный вариант законопроекта не учитывает всех договоренностей с бизнесом, в первую очередь по вопросу длительности и количества выездных проверок.

«Депутаты исключили из текста законопроекта поправку, вводящую презумпцию добросовестности налогоплательщика. Поправка предусматривала, что налогоплательщик считается не виновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана»,— говорит заместитель председателя комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков. По его словам, принятие законопроекта с учетом предложенных поправок будет означать существенное ухудшение положения налогоплательщиков.

Строители сняли с себя ответственность

Свои интересы сумели отстоятьи строительные компании — при рассмотрении Госдумой поправок в закон об участии в долевом строительстве. Главное, чего они добились,— это исключения нормы о солидарной ответственности застройщика и банка-кредитора перед участниками долевого строительства. Поправки также позволяют привлекать средства граждан в долевое строительство с помощью выпуска облигаций. Также закон устанавливает порядок возврата застройщиком участнику долевого строительства денежных средств, уплаченных в счет цены договора. При этом застройщик получит право расторгнуть договор в одностороннем порядке, если дольщик не выполняет своих обязательств.

«Плюсы закона состоят в увеличении количества инструментов, с которыми могут работать инвесторы и покупатели жилья. Я считаю крайне важной новацией введение специальной ценной бумаги— жилищного сертификата. Это своеобразный аналог облигации, покупая которую соинвестор приобретает часть своей будущей квартиры или всю полностью. Эта норма очень интересна и обычным инвесторам, которые не предполагают жить в этом доме, а приобретают недвижимость в инвестиционных целях»,— считает исполнительный директор УК «Blackwood Фонды Недвижимости» Артем Цогоев.

Монопольные страсти

Еще один многострадальный документ — закон «О защите конкуренции», который Госдума также одобрила в третьем чтении. Документ снижает с 65 до 50% значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которая позволяет квалифицировать его положение на соответствующем товарном рынке в качестве доминирующего. В то же время субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50%, признаются доминирующими, если они не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. «Увеличение критерия доминирования может привести к тому, что многие небольшие компании приобретут статус монополистов, но в то же время закон устанавливает четкий перечень запретов на осуществление монополистической деятельности»,— считает эксперт компании «Центр инвест секьюритиз» Полина Лазич. По ее словам, слабым местом законопроекта является то, что по нему не удастся привлечь к ответственности ни одного серьезного монополиста. «Сейчас сложно доказать, что компания является монополистом. За 2004-2005 годы было возбуждено 16 уголовных дела, при этом не было ни одного осужденного. К сожалению, закон эту проблему не решит. Те штрафы, которые в нем предусмотрены, для крупной компании ничто по сравнению с теми доходами, которые она получает от своего монопольного положения»,— говорит Лазич.

Татьяна Алешкина
Источник: Бизнес


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Апрель 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.