Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Суббота, 04 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Открыта охота на открытый код. Oracle и другие крупные компании скупают проекты open source

 
Дата: 13/03/2006
Версия для печати

В 1999 году Этан Гэлстад собирался вместе с другом создать свой бизнес. В их списке необходимых дел значился и поиск софта для мониторинга внутренней компьютерной сети и выявления проблем в ней. На рынке они ничего подобного не нашли, и Гэлстад написал собственную программу. Почти не задумываясь, он отправил ее на сайт программ с открытыми исходными кодами – open source, где можно воспользоваться софтом бесплатно.

Из бизнес-проекта Гэлстада так ничего и не вышло. Зато его софт Nagios быстро стал хитом, которым пользуются около 50 тыс. компаний. Гэлстад, которому сейчас 31 год, вместе с другими программистами со всего мира поддерживает Nagios на уровне современных требований, а деньги зарабатывает консалтингом.

Гэлстад – один из многих членов сообщества open source, помогающих превратить эту концепцию в стремительно растущую отрасль, высшим достижением которой является бесплатная операционная система Linux. Но есть и множество других проектов по разработке открытых версий тех программ, за которые сейчас приходится платить. Всего софтом с открытыми исходными кодами занимаются десятки тысяч программистов-волонтеров, обычно делясь друг с другом кодами через Сеть.

Свыше 25% серверов в мире работают на Linux, которая стала серьезным соперником Windows. Open source шагает так уверенно, что на его сторону перешли IBM и Sun Microsystems Inc., в корне изменив маркетинговую стратегию для софта. Сейчас даже идут разговоры о том, чтобы применить open source в разработке чипов и технологического оборудования.

Правда, в последние недели сообщество open source пребывает в смятении: гигант софта Oracle Corp. приобрел две крошечные компании, занимающиеся открытыми кодами, и сейчас ведет переговоры о покупке по крайней мере еще одной. Многие эксперты уверены, что это начало нарастающей тенденции: маститые технологические компании все больше будут подгребать под себя многообещающих новичков в сфере open source.

Такое признание и радует, и тревожит Гэлстада и его единомышленников. Многие юные идеалисты, стремившиеся создать альтернативу технологическому истеблишменту, обнаруживают, что сами становятся его частью. «Когда ваша основная цель – прибыль, вы начинаете терять то, что сделало идею open source такой популярной», – сокрушается Гэлстад.

Опасения вызывает то, что вал подобных поглощений может разрушить сам дух open source. Многие программисты добровольно тратят свободное время, проводя ночи и уикенды за выискиванием вирусов, написанием «заплаток» для софта и ощущая себя при этом частью значимого массового движения. Сохранится ли такая мотивация, если они просто начнут помогать Oracle или другим технологическим гигантам набивать кошельки?

Это не останавливает Oracle, которая быстро стала наиболее активным покупателем в этой сфере. Заключив сделки по занимающимся базами данных компаниям Innobase Oy и Sleepycat Software, она ведет переговоры о покупке примерно за $500 млн. JBoss, работающей с открытыми кодами, которая производит так называемый межплатформенный софт. Близкие к Oracle источники сообщают, что это только начало. Хотя, как правило, эти компании ничего или почти ничего не берут за свой софт, они получают неплохие доходы от подписки. «Мы активно продвигаемся в open source, – заявил, встречаясь 8 февраля с инвесторами, глава Oracle Лоуренс Эллисон. – Мы не собираемся противостоять этой тенденции».

Противоречие

Десятилетиями до open source не было дела никому, кроме технарей-фанатиков, которые, взбадриваясь энергетическими напитками, без сна и отдыха писали свои программы. Но в последние годы open source стал мейнстримом. Одним из лидеров в этой сфере сейчас является IBM, которая продвигает Linux и приглашает лучших программистов. Проектами open source в компании занимаются уже более 900 компьютерщиков. Не дремлют и венчурные капиталисты, вкладывающие миллионы в десятки старт-апов.

Приток денег извне уже привел к формированию двух параллельных миров open source. С одной стороны, это традиционалисты, которые уже давно работают в этой сфере и, как правило, не имеют сторонних инвесторов. Они совершенствуют свои программы, пользуясь возможностями мирового сообщества open source. А с другой – новички, которые охотно берут венчурные деньги для того, чтобы открыть в этом бешено развивающемся секторе свое дело. У них мало связей с другими кодерами, и большую часть работы они предпочитают делать самостоятельно. Для них open source скорее рынок, чем сообщество единомышленников. Впрочем, когда традиционалистам предлагают венчурные деньги, многие из них переходят в «рыночники».

Гэлстад один из тех, кто чувствует это противоречие. Он говорит, что ему звонят многие венчурные капиталисты, заинтересованные в получении пакета в Nagios, но их деньги его не прельщают. Он объясняет это тем, что, приняв венчурный капитал, начнет думать, как бы вернуть деньги инвесторам, и, возможно, для этого придется продать компанию. В результате он окажется в лапах крупной софтверной фирмы и уже не сможет заниматься тем, чем хочет. «В результате слияния ты получаешь стремящихся к доходам инвесторов и видишь, как все цели и идеалы проекта начинают меняться», – говорит он.

У него немало сторонников. Многим проектам с open source, таким, как Linux и популярный браузер Firefox Web, оказывают поддержку некоммерческие фонды, которые невозможно продать. К тому же отдельные из наиболее успешных компаний open source противятся проникновению в них внешнего капитала. Среди них и Digium Inc., производящая доступные системы телефонной связи для мелких компаний. Ее 28-летний глава Марк Спенсер предостерегает коллег от распродажи активов. «Если ты утратил управление компанией, будь то потеря доли собственности или контроля над советом директоров, значит, это не инвестиции, а выгодная продажа», – замечает он.

Однако есть и те, кто рассматривает возможность привлечения капитала со стороны как большую помощь в передаче своего софта тем, кто хочет его использовать. Возьмем, к примеру, Теодора Данцу. Три года назад этот румынский кодер написал JasperReports – аналитическую программу для бизнеса, которую с тех пор загрузили себе несколько сотен тысяч компаний. Он доделывал ее ночами и в выходные до тех пор, пока все это не стало для него слишком обременительным. Тогда он продал свою разработку старт-апу из Силиконовой долины (эта компания называется теперь JasperSoft Corp.), который, как часть сделки, нанял его. Как говорит Теодор Данцу, для него это стало идеальной возможностью делать то, что ему нравится: посвятить все время написанию программ, одновременно зарабатывая деньги. К тому же компания может вкладывать в обеспечение и отработку программ гораздо больше ресурсов, чем в состоянии позволить себе одиночка.

Образец для подражания

Для таких, как Данцу, самым привле- кательным образцом для подражания является, конечно, финский программист Линус Торвальдс, который в 1991 году и написал Linux. Торвальдс свел сообщество open source и бизнес вместе. Он сконцентрировался на руководстве работой над Linux, предоставив заниматься деловой стороной таким компаниям, как Red Hat и Novell, вместе с некоммерческой организацией Open Source Development Labs (OSDL), которая занимается промоушном Linux. Торвальдс и его последователи совсем не против коммерциализации. Сам Торвал ьдс получает зарплату в OSDL, а многие из тех, кто помогает ему с Linux, официально работают в таких компаниях, как IBM и Oracle. Главный помощник Торвальдса Эндрю Мортон говорит, что такой подход уже помог сделать эту операционную систему более совершенной.

Мортон, Торвальдс и иже с ними сохраняют хладнокровие в нынешней ситуации не в последнюю очередь потому, что верят: компании open source продаются, а сообщество open source – нет. Если те, кто вкладывает свой труд в Эллисона & Co., увидят, что разработка пошла в неверном направлении, они просто откажутся продолжать и возьмутся за новый проект. Это подрывает доверие к возможностям открытых кодов Oracle и, соответственно, аукнется малой отдачей от вложенных ею в open source миллионов. «Решив, что способен управлять сообществом open source, Ларри может обнаружить, что никто из разработчиков не хочет с ним работать», – предупреждает Брюс Перенс, одна из ключевых фигур сообщества открытых кодов.

Источник: BusinessWeek Россия


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.