Консультант и ученый. В совет ГАЗа приглашены два независимых директора
|
|
Дата: 14/04/2006 |
| |
С июня в совете директоров группы ГАЗ появятся два независимых директора — Ганс Гюнтер Боллиг, некогда руководивший автомобильной практикой в A. T. Kearney, и гендиректор НАМИ Алексей Ипатов. Эксперты расценили это как начало подготовки ГАЗа к возможному IPO.
В 2005 г. ОАО “ГАЗ” выпустило 55 055 легковых автомобилей, 169 268 грузовых и легких коммерческих автомобилей, 18 716 автобусов. По предварительным данным, выручка за 2005 г. составила $3 млрд, EBITDA – $315 млн. Управляет им компания “Руспромавто”, а основным акционером являются “Русские машины” Олега Дерипаски.
ГАЗ начал превращаться в автомобильный холдинг в прошлом году, когда Олег Дерипаска передал компании пакеты акций своих автобусных заводов и предприятий, выпускающих топливную аппаратуру и двигатели. Вскоре менеджеры ГАЗа объявили, что уже в 2008 г. этот автогигант может разместить свои акции на бирже. А на должность гендиректора компании в “Руспромавто” думали пригласить именитого иностранного специалиста — бывшего гендиректора СП “GM-АвтоВАЗ” Джона Милонаса. Однако это назначение не одобрили акционеры, рассказал “Ведомостям” близкий к компании источник.
Но уже ближайшим летом в руководстве ГАЗа все-таки появится иностранец. В совет директоров компании выдвинуты два независимых кандидата — управляющий партнер немецкой Automotive Advisors & Associates Ганс Гюнтер Боллиг и гендиректор Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Алексей Ипатов, рассказали “Ведомостям” сразу несколько источников, близких к ГАЗу и “Русским машинам”. Акционеры проголосуют за директоров 3 июня на годовом собрании. Представитель “Русских машин” Елена Матвеева и сам Боллиг от комментариев воздержались, с Ипатовым же “Ведомостям” не удалось связаться.
Оба будущих директора — эксперты в автомобильной отрасли. Боллиг работает в сфере управленческого консультирования более 25 лет, говорится на сайте Automotive Advisors & Associates, он руководил автомобильной практикой A. T. Kearney, был европейским партнером в аудиторской компании Coopers & Lybrand (потом объединилась с PriceWaterhouse). Automotive Advisors & Associates — его собственная консалтинговая компания, пояснил “Ведомостям” партнер Боллига в России — гендиректор консалтинговой компании “Стратегика” Александр Идрисов. “Ганс Гюнтер — ведущий европейский эксперт в автопроме, и проблемы ГАЗа ему тоже знакомы. Вместе с нами Automotive Advisors & Associates разрабатывала для Нижегородской области стратегию ее развития в части автомобильной промышленности”, — рассказывает Идрисов. К тому же Боллиг, по его словам, верит в большие перспективы развития российского автопрома, в особенности в части производства автокомпонентов. Сотрудники A. T. Kearney не смогли охарактеризовать Боллига — он покинул компанию в 1989 г. Идрисов считает, что присутствие Боллига в совете директоров ГАЗа поможет компании более структурированно принимать решения и более планомерно выводить производство автокомпонентов в отдельный бизнес.
А 52-летний Алексей Ипатов всю жизнь проработал в НАМИ, рассказал “Ведомостям” один из его знакомых. Ипатова считают одним из основных разработчиков концепции развития автопрома, принятой правительством в 2002 г. “Он отлично разбирается в отрасли и знает все ее проблемы”, — отмечает собеседник “Ведомостей”. А сотрудник одного из автопредприятий полагает, что ГАЗу пригодятся обширные связи Ипатова среди чиновников. Тем более что НАМИ находится в непосредственном ведении Роспрома, глава которого Борис Алешин сейчас активно занимается разработкой новой, “инвестиционной” концепции автопрома.
Из всех российских автомобильных компаний независимые директора есть лишь у “Северсталь-Авто”. К своему прошлогоднему IPO компания пригласила в совет президента инвестфонда Kiuru Partners Сеппо Ремеса, консультанта General Motors Дэвида Хермана и директора Высшей школы экономики Евгения Ясина. Поэтому и привлечение Боллига и Ипатова в совет директоров ГАЗа аналитики расценили как первый шаг к IPO. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова полагает, что у группы ГАЗ есть все шансы удачно разместиться. “Инвесторы ее акциями интересуются, но компании очень важно не потерять свои позиции на рынке”, — говорит она. Пока ГАЗу это удается, но негативные тенденции уже заметны: в главном для компании секторе легких коммерческих автомобилей ее теснит импорт, поэтому в прошлом году продажи микроавтобусов ГАЗа упали на 7,5%, говорит аналитик.
Юлия Федоринова
Источник: Ведомости