Авиакомпании теряют прибыль
|
|
Дата: 07/03/2006 |
| |
Российские авиационные власти бьют тревогу: при росте выручки, чистая прибыль авиакомпаний снизилась в два раза. Участники рынка связывают это с ростом цен на топливо и на услуги, предоставляемые монополистами.
А аналитики уже говорят, что хотя российский авиационный рынок не является высококонкурентным, некоторые авиакомпании уже близки к банкротству.
Вчера руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Юрчик заявил, что российские авиакомпании по итогам 2005 года в сумме снизили чистую прибыль в два раза — до 2,2 млрд руб. Окончательные итоги финансовой деятельности каждой из авиакомпаний пока не известны — обычно они публикуются в марте-апреле. Однако предварительные данные подтверждают слова Юрчика. В частности, крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» объявил, что в 2005 году чистая прибыль по РСБУ снизилась с 6,33 млрд до 3,05 млрд руб. Руководитель пресс-центра «Аэрофлота» Ирина Данненберг говорит , что причины снижения прибыли — значительный рост цен на ГСМ, а также приостановка полетов Ил-96 на полтора месяца (таких машин в парке авиакомпании шесть). О снижении чистой прибыли «Бизнесу» сообщили и в UTair: прогнозируется, что за 2005 год она составит 100,7 млн руб., что на 6,7 млн руб. меньше прошлогодних результатов.
«Темпы роста себестоимости авиаперевозок оказались в два раза выше темпов роста доходов»,— объясняет Юрчик.
По его данным, выручка компаний в этом году возросла на 10%— до 180 млрд руб., а себестоимость авиаперевозок выросла на 20%.
Участники рынка отмечают, что основная причина увеличения себестоимости — стремительный рост цен на авиатопливо, доля расходов на которое составляет около 50%. «Рост цен на авиационный керосин за год составил 47%»,— говорит пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь» Илья Новохатский.
Он отмечает, что 70% расходов авиакомпаний приходится на оплату услуг монополистов: заправочных комплексов, аэропортов и навигации. «Цены растут быстро, пассажиропоток в свою очередь увеличивается не столь стремительно.
Мы частично перекладываем нагрузку на пассажира, но это ведет к снижению пассажиропотока»,— говорит Новохатский. В «Сибири'BB не прогнозируют, какими будут финансовые итоги года, но отмечают, что, скорее всего, компания как и в прошлом году, получит убыток.
Руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев среди причин снижения чистой прибыли называет также растущие расходы на поддержание летной годности самолетов (ремонт, продление ресурса) и увеличение фондов оплаты труда.
«Снижение чистой прибыли— тревожная тенденция, которая показывает, что большое количество авиакомпаний не в состоянии эффективно работать в сложившейся ситуации. Сохранение высоких цен на топливо может привести к тому, что некоторые авиакомпании в текущем году могут стать банкротами»,— говорит Пантелеев. По его словам, уже сегодня некоторые перевозчики имеют формальные признаки банкротства. Эксперт напомнил, что процедуру внешнего управления уже в прошлом году пытались ввести в «Башкирских авиалиниях», и не исключено, что в текущем году к некоторым авиакомпаниям может быть применена подобная мера.
По мнению аналитика «Центринвеста» Геннадия Суханова, в России не сложился конкурентный рынок авиаперевозок. «Пока авиакомпании могут себе позволить переложить финансовую нагрузку на потребителей: повышать тарифы и вводить топливные надбавки»,— говорит он. В то же время, отмечает аналитик, в мире бизнес авиаперевозок подвержен конкуренции, которая в России ограничена тем, что аэропорты нередко лимитируют число авиакомпаний, с которыми они работают. «А если допустить конкуренцию такую, как, например, в Америке, у компаний вскоре могут начаться проблемы»,— отмечает Суханов.
В то же время для многих отечественных компаний небольшая прибыль или ее отсутствие не всегда означают, что предприятие неуспешно. По словам Пантелеева, убытки, показанные «Сибирью» в прошлом году (800 млн руб.), вовсе не говорят о неэффективности компании. «Сибирь» сейчас обновляет парк — это очень масштабная и затратная программа. Кроме того, бывает, что политика основных собственников состоит в том, что компания не должна показывать существенную прибыль, чтобы не платить налоги на прибыль»,— говорит эксперт. Обратный пример — UTair, котораястремится быть привлекательной на внешних рынках заимствований и провести IPO. «Поэтому компания поставила перед собой задачу достичь в 2006 году 400 млн руб. чистой прибыли.
Им выгоднее показывать положительные результаты»,— считает Пантелеев.
Артем Неверов
Источник: Бизнес