Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Среда, 08 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Философия консалтинга

 
Дата: 18/10/2004
Версия для печати

Около двенадцати лет назад ученый-экономист Сергей Цодиков решил уйти из науки в бизнес. Сегодня возглавляемая им компания "Форус Консалт" - один из лидеров сибирского рынка консалтинга

Александр Ескевич

- Сергей Давыдович, насколько сложно было вам, кандидату наук, принять кардинальное решение стать бизнесменом?

- Есть очень хорошее понятие - картина мира. Мы все смотрим на один и тот же объект, и каждый видит его по-разному. У любого человека есть внутренние ограничения, которые мешают воспринимать картину целостной. Если в какой-то момент ты осознаешь эти ограничения - измененяется понимание окружающей действительности. В жизни появляются новые цели, к достижению которых начинаешь стремиться. Процесс увлекает, и все происходит вполне гармонично, без какой-либо "ломки".

- За прошедшие годы у вас наверняка сформировалось свое понимание того, что такое бизнес и как он устроен?

- Если говорить о философии бизнеса вообще, то важно очень четко представлять себе две вещи - чего ты хочешь и что ты можешь. И действовать на стыке этих двух реалий. В бизнесе есть много фактов и мало принципов. Понимание небольшого количества базовых принципов заменяет знание очень многих фактов. А поскольку каждый бизнес уникален, то умение оперировать принципами помогает находить конкретные решения.

Развивая свой бизнес, руководитель компании постоянно сталкивается с какими-то ограничениями и противоречиями. Применение стандартных подходов со временем становится неэффективным. Появляется потребность привлечь сторонние мозги - менеджеру нужен взгляд со стороны, чтобы понять ситуацию, в которой он оказался, разобраться в ней. Находясь внутри бизнеса, его владелец или управленец зачастую не в состоянии посмотреть на него иными глазами: что не так, а главное - почему. Это и есть функция консалтера - дать объективную картину, правильно оценить реальность, помочь осознать глубинные причины, из-за которых возник барьер.

В консалтинговом бизнесе решения находятся всегда через поиск противоречий в деятельности заказчика. Реально осознать свое положение могут от силы 10% руководителей компаний. Дополнительную сложность создает менталитет: в российском бизнесе есть проблема с доверием. Многие, заботясь о безопасности бизнеса, просто боятся обращаться к консультантам. Впрочем, в последнее время положение меняется и спрос на консалтинговые услуги стабильно растет.

- Что отличает успешную консалтинговую компанию?

- Я бы выделил несколько ключевых факторов: доверие со стороны клиентов, применение системного инновационного подхода к решению задач, сплоченная команда. Консалтинговый бизнес строится на доверии, поэтому гораздо эффективнее устанавливать долгосрочные партнерские отношения, а не предлагать сиюминутные методики. Консалтинг можно рассматривать как процесс коммуникации, в котором главное - контент сообщения. Если консультант не понимает потребностей клиента, на рынке ему делать нечего. Безусловно, важна и благожелательная коммуникационная среда, чтобы человек мог раскрыться, поверить тебе.

В принципе, консультант всегда обладает неким знанием, которого нет у клиента. Но задача консалтера - не просто передать информацию, а сделать так, чтобы клиент сам понял, как и где это знание применять и почему именно его, а не что-то другое. При этом профессиональный консультант заботится о том, чтобы встраивать новое знание в общую систему бизнеса так, чтобы оно не вызывало противоречия с уже существующими элементами, а находилось в гармонии с ними.

Наконец, консалтинговый бизнес по своей сути - командная вещь, поэтому один из главных активов здесь - люди. И это не декларативное заявление. Мало видеть правильную рыночную позицию компании - нужно, чтобы твоя команда поняла эту позицию и пошла с тобой. Кроме того, консалтинг - это знания, а значит, коллектив должен постоянно совершенствоваться. Очень важный показатель - когда люди не хотят уходить от тебя, даже если кто-то другой готов предложить им больше. Это означает, что ты умеешь ставить такие задачи, которые их вдохновляют. Деньги в данном случае не играют определяющую роль: ими ты должен обеспечивать на том же уровне, что и твой конкурент. Главное - мотивация, чтобы у сотрудников было желание меняться, делать себя сильнее и успешнее.

- Как вашей компании удалось стать лидером в своем сегменте рынка?

- Наверное, благодаря следованию вышеобозначенным принципам. У "Форус Консалт" есть миссия, которая звучит так: наше предназначение - помогать менеджерам российских предприятий достигать конкурентных преимуществ за счет внедрения современных информационных технологий, которые позволяют эффективно управлять бизнесом. Практика подтверждает верность выбранной стратегии.

Мы предлагаем особую технологию изменения бизнеса наших клиентов. Они получают не только программные продукты, но также новые методы и навыки ведения дела. Каждое такое изменение сопровождается развитием информационной инфраструктуры компании заказчика, адаптацией ее к новым условиям на всех уровнях, включая организационный. Такой комплекс работ на этом рынке реально могут выполнять очень немногие компании. При этом мы не боимся браться за проекты, которые на первый взгляд кажутся неподъемными, и реализовывать их. Когда бизнес клиента развивается, консалтинговой компании надо опережать ситуацию на полшага. Как только опережаешь на шаг-два - теряешь заказчика: он еще не готов работать в том же темпе и по таким же технологиям. Поэтому приходится постоянно балансировать, чтобы и не отстать, и не убежать далеко вперед. Процесс непростой, но очень интересный. Люблю нетривиальные задачи.

- Как бы вы классифицировали своих клиентов?

- Можно выделить два типа ситуаций в бизнесе клиентов, которые заставляют их обращаться за помощью к консультантам. Во-первых, директора успешных развивающихся компаний, у которых возникают трудности как раз в связи с их успешностью - так называемые проблемы роста. Они идут к нам, потому что им нужен помощник, готовый подсказать решение, помочь разрешить противоречие. Второй вариант - менеджер, у которого неожиданно возникла реальная проблема безопасности бизнеса. Но не кризис. Потому что в кризисной ситуации помогать очень часто бывает поздно. Это уже задача не консалтера.

Что касается различия клиентов по размаху бизнеса, то, по большому счету, как в средней компании, так и в очень крупной решаются одни и те же менеджерские задачи. Бизнес предполагает некий набор функций. Разница лишь в том, что в небольшой компании их выполняют несколько ключевых сотрудников, а у крупного предприятия процесс сильно раздроблен.

- В последние годы сибирский рынок управленческого и ИТ-консалтинга стабильно растет. С одной стороны, это означает, что растет и региональный бизнес, с другой - что у менеджеров возникает все больше проблем, которые они не в состоянии решить самостоятельно. В чем же главная причина такой ситуации?

- Если проанализировать динамику развития предприятий - они реализуют очень схожие стратегии. Например, торговые компании привыкли делать большие деньги, грубо говоря, так: вложил рубль - вернул десять. Между тем сейчас наступает период жесткой конкуренции, когда важным преимуществом становится эффективная организация внутренних процессов компании. Консультанты предлагают для этого новую технологию, инновационные способы процессной организации бизнеса. А кто должен быть носителем новых навыков? Персонал фирмы-заказчика. Чтобы он развивался, его нужно учить мыслить, причем мыслить командно.

Поэтому мы предлагаем два типа консалтинга - обучающий и процессный. При обучающем консалтинге клиента подводят к осознанию существующей проблемы и дают инструмент ее решения, методику, которую он самостоятельно применяет. Процессный консалтинг характеризует большая включенность консультанта в процесс поиска решений. Трагедия менеджера часто заключается в том, что он борется не с причиной, а со следствием. Задача же консалтера - во-первых, докопаться до "корня зла", а во-вторых - предложить клиенту способы устранения проблемы. При этом я исхожу из того, что менеджер на самом деле знает решение, но оно у него не актуализировано. И задача консультанта - разложить все по полочкам с помощью самого клиента, его руками, прийти сначала к полному пониманию ситуации и причин ее возникновения, а потом - и к нахождению решения.

Также очень важно обращать внимание на продуктивные области, которые могут принести наибольший эффект. Консультант вместе с клиентом выстраивает логичную, выверенную систему бизнеса, со всеми причинно-следственными связями. Но принятие окончательного решения - это всегда прерогатива клиента.

- У вас есть любимый афоризм?

- Как-то не задумывался... А, вот - есть такое очень хорошее высказывание: играть на пианино даже самые сложные вещи достаточно просто - нужно всего лишь в нужный момент нажать нужную клавишу с нужной силой. Подумать над его смыслом предлагаю самостоятельно. (Улыбается.)

- Каков ваш прогноз: что будет происходить на сибирском консалтинговом рынке в ближайшей и отдаленной перспективе?

- Во-первых, наблюдается долгосрочная тенденция - формирование средних предприятий как клиентов консалтинговых компаний. Этот процесс будет продолжаться. Ведь у средних компаний, как правило, есть два пути: либо они вырастают и становятся лидерами, либо, наоборот, превращаются в "мышей". Для тех, кто развивался, превратиться в "мышь" - страшное дело. Но это реальность. Бизнес не прощает стратегических просчетов. Кроме того, в Сибирь все активнее идут московские и питерские компании. Следовательно, из цепочки поставок будут исключаться посредники. Можно ожидать передела рынков. Те, кто успел создать розничные сети, выживут. Кто был оптовиком, вынужден будет согласиться на минимальную маржу и заняться снижением издержек. При этом средний бизнес останется независимым, и напряженная конкурентная ситуация заставит его обращаться к консультантам.

С другой стороны, в прошлом году большинство наших заказчиков составили региональные компании, в том числе крупные, в которые пришли московские менеджеры. Они привыкли к определенным стандартам в системе управления и, не находя их в Сибири, обращаются к местным консультантам с просьбой помочь найти решения проблем. Так что работа найдется всем.

Источник: Эксперт-Сибирь


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.