Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Вторник, 07 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Анатолий Чубайс: "Мы предлагаем кое-что изменить"

 
Дата: 08/10/2004
Версия для печати

РАО "ЕЭС России" предлагает правительству подкорректировать энергореформу. Об этом глава энергохолдинга Анатолий Чубайс рассказал в эксклюзивном интервью газете "Известия". Отказавшись говорить про политику, Чубайс сообщил, что хотел бы замораживать тарифы на электроэнергию на несколько лет при заключении договоров между оптовыми покупателями и продавцами.

- Анатолий Борисович, в начале декабря правительство намерено проанализировать ход энергореформы. Чего вы ждете от этого заседания?

- От заседания правительства жду прежде всего содержательного подведения итогов. Позади почти два года реформирования РАО "ЕЭС". У нас за плечами уже 36 энергосистем, которые приняли корпоративное решение о реорганизации и разделении. В 5 энергосистемах процесс разделения завершился - зарегистрированы созданные на их базе юридические лица. Также у нас за плечами принятие решений о создании ОГК и ТГК.

Обращу внимание на то, что эта колоссальная работа прошла практически без единого конфликта. И это едва ли не главный показатель правильности выбранного пути и верности подхода к его осуществлению. Ведь один из главных аргументов противников реформирования заключался в том, что реструктуризация разрушит энергетику, развалит регионы, приведет к массовым авариям и потере надежности энергоснабжения. Однако, как видим, этого не случилось.

Но если забыть про всякие политические соображения, мы сами за это время обнаружили новые аспекты, которых не видели раньше. Поэтому сегодня мы предлагаем кое-что изменить в плане реформирования.

- В чем именно должна заключаться корректировка планов реформы и чем это вызвано?

- Приведу один пример, связанный с конфигурацией рынка электроэнергии. Раньше мы предполагали следующую логику действий. На первом этапе планировалось сформировать площадку для свободных торгов электроэнергией. В этом секторе планировалось продавать от пяти до 15% всей электроэнергии, производимой в стране. На сегодняшний день "сектор 5-15%" создан и работает, и весьма успешно. Объем торгов за год составит 850 млн долл. Это развитый, продвинутый и сбалансированный рынок без манипуляций и сговоров. За год он вошел в число крупнейших мировых торговых площадок электроэнергии. Остается ФОРЭМ - федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности, регулируемый государством. На нем сегодня продается 90% электроэнергии.

Раньше предполагалось, что создав свободный сектор, мы в какой-то момент времени расширим его на весь рынок и по рыночным ценам будет продаваться не 5-15, а 100% электроэнергии.

Сегодня мы понимаем, что, наверное, это будет слишком взрывное решение, ценовая реакция может быть слишком тяжелой. Есть группы потребителей, которые нуждаются в защите и в разработке среднесрочной стратегии для их адаптации к рынку. Поэтому, мы предлагаем изменить базовый подход.

На ФОРЭМ вместо единовременной либерализации предлагаем внедрить трехлетние двусторонние договоры между продавцами и покупателями электроэнергии. В этих договорах должны фиксироваться цены, которые устанавливает Федеральная служба по тарифам.

Таким образом, на три года вперед можно будет задать тенденцию изменения цен. Кроме того, станет возможным последовательное сокращение объемов электроэнергии, поставляемой по таким договорам. Потребитель при этом должен получить возможность свободного выхода на нерегулируемый сектор рынка, если он этого захочет. Таким образом, свободный рынок будет постепенно расширяться естественным путем, а потребители, которые должны быть защищены, будут защищены трехлетними договорами.

Это пока еще новая идея. Мы довели ее до стадии предъявления общественности всего несколько недель назад. Однако она уже обсуждалась устно с руководством Минэкономразвития и Минпромэнерго. Теперь должна состояться серия обсуждений в профильных министерствах и Федеральной службе по тарифам, с самими потребителями, с акционерами. Мы должны понять - принимается ли сама идея трехлетних договоров. И только в этом случае возьмемся за разработку документов.

Для внедрения системы двусторонних договоров потребуется изменение целого ряда постановлений правительства, в том числе основополагающих, таких как постановление по ценообразованию на рынке электроэнергии.

- На днях вы подписали соглашение с властями Калининграда и области, Банком внешней торговли о строительстве тепловой магистрали от Калининградской ТЭЦ-2. Сама станция - инвестиционный проект - вторая по приоритетности стройка РАО "ЕЭС" после Бурейской ГРЭС. Однако сейчас идет реформирование энергетики. Каково место и статус Калининградской ТЭЦ-2 в этой связи?

- Мы сами недавно озаботились этим вопросом. Ведь наши инвестиционные проекты в итоге превращаются в станции, а станции нужно вписывать в конструкцию реформы. В настоящий момент у меня нет окончательного ответа на вопрос "как?". Хотя, предварительная логика нам понятна. Мы создали в структуре РАО "ЕЭС" ряд бизнес-единиц, в том числе и бизнес-единицу "Сервис", возглавляемую членом Правления Вячеславом Ворониным. Эта структура отвечает за обеспечение эксплуатации новых станций. Например, Северо-Западная ТЭЦ. На основе тендера мы наняли для нее управляющую компанию в лице консорциума из итальянской Enel и ЕСН-энерго. Но в структуре РАО "ЕЭС" за выстраивание отношений с этой станцией отвечает бизнес-единица "Сервис". Тоже самое будет с Калининградской ТЭЦ-2 и Сочинской ТЭЦ. Введенные станции попадают под корпоративное управление бизнес-единицы "Сервис".

Но это промежуточное решение. Новые станции не входят в состав создающихся сейчас ОГК. Их просто еще не существовало, когда структура оптовых генкомпаний разрабатывалась. В дальнейшем могут быть реализованы разные варианты. Мы рассматриваем весь спектр, начиная с возможности распределения новых станций по ОГК и заканчивая идеей формирования еще одной ОГК или ТГК из новых станций. Мы не спешим с окончательным ответом еще и потому, что сегодня серьезно работаем над привлечением внешних инвестиций в эти проекты.

Предположим, удастся. Тогда выяснится, что инвестор получает свою долю в построенном объекте. Если он инвестировал много - эта доля может быть большой, даже свыше 51%. Но это уже меняет всю нашу стратегию позиционирования станции после ее ввода в строй. Поэтому еще рано отвечать на этот вопрос.

- Строительство Калининградской станции и ее успешное функционирование в значительной степени зависят от того, удастся ли обеспечить ее снабжение газом. Каким образом вы собираетесь решить проблемы с "Газпромом"?

- Когда принималось решение о строительстве Калининградской ТЭЦ-2 было гораздо больше скептиков - многие считали это безнадежной затеей. Тогда вопрос по газоснабжению не был приоритетным. Сама возможность строительства станции представлялась абстракцией. Тем не менее, сегодня всем понятно, что появится не просто строчка в очередном постановлении, а крупная современная станция. Мы официально заявляем, что 1 ноября 2005 года все три генератора первого блока будут синхронизированы с энергосистемой страны и введены в эксплуатацию. Страна получит 450 МВт мощности. Но для работы станции необходим газ. Те лимиты, которые установлены на 2006 год (лимит на область в целом - 1,05 млрд. кубометров газа, прим. ред.) нас не устраивают. Сегодня мы видим, что в области хорошими темпами идет газификация. Останавливать ее или дегазифицировать уже газифицированный регион невозможно - такого в стране не бывало и не будет. Кроме того, область демонстрирует хорошие темпы роста электропотребления, выше, чем в среднем по стране. Калининградская область - один из немногих регионов, который по объему электропотребления уверенно превысил советский максимум. И, наконец, помимо потребности региона в газе (800 млн. кубометров газа в год) необходим еще газ собственно для полноценной работы Калининградской ТЭЦ-2.

Объем потребления при работе на полную мощность составит 600 млн. кубометров. Из этого вытекает простая арифметическая операция, доказывающая, что1,05 млрд. кубометров нам недостаточно. Мы настаиваем на пересмотре лимита, и соответствующие предложения мною будут внесены в "Газпром" и в правительство. Будем обсуждать это максимально конструктивно.

- Не секрет, что "Газпром" беспокоится по поводу того, что вы подрезаете ему экспортные контракты. Зарубежным партнерам выгоднее покупать у вас электроэнергию, которая выработана в России на дешевом газе, чем покупать дорогое сырье у "Газпрома". Обсуждается ли эта проблема с концерном и можете ли вы прокомментировать эту ситуацию?

- По Калининградской ТЭЦ нам никто из "Газпрома" такого аргумента не выдвигал. Думаю, что ни один серьезный человек и не выдвинет, по той простой причине, что у нас, как известно, нет синхронной работы с Польшей и в целом с Восточной Европой, соответственно у нас нет экспорта в эти страны. Если быть более точным, есть островные ограниченные поставки в приграничные районы Польши. По объемам они незначительны и технологии их увеличения нет.

Помимо прочего надо понимать, что Калининградская ТЭЦ-2 - это не простая стройка, это проект государственный, за которым стоит не только решение правительства, но и постановление Совета безопасности России. Не думаю, что стоит долго и подробно аргументировать логику этого решения. Я думаю, каждому ясно, зачем в анклавной области необходимо собственное гарантированное энергоснабжение. А гарантированное энергоснабжение без гарантированного газа не бывает.

- Сейчас Евросоюз и Германия рассматривают возможность о включении Калининградской области в единую энергосистему Европы. Насколько это возможно?

- Суть в том, что Калининградская область и Россия в целом сегодня технологически изолированы от европейской энергосистемы. Наша стратегия состоит не в том, чтобы включить отдельно взятую Калининградскую область в европейскую систему, европейский баланс и европейский рынок. Ее суть состоит в том, чтобы добиться реализации проекта синхронизации энергосистем России вместе с Украиной, Молдовой, Прибалтикой и Калининградом с энергосистемой Европы. Над этим мы сейчас серьезно работаем.

- В какие сроки может состояться такая синхронизация?

- Синхронизация - это уникальный политический и бизнес проект. На нашей планете пока не существует синхронизированных энергосистем сопоставимого масштаба. На сегодня сделан ряд практических шагов. Мы договорились с нашими соседями по СНГ и Евросоюзом о подготовке соглашения по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. Эта работа будет финансироваться сторонами 50 на 50. Предварительный срок завершения разработки ТЭО - 2006-2007 год.

Варвара Агламишьян
Источник: Известия


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.