Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Воскресенье, 05 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Щедрость монополиста. "Транснефть" готова разрешить строительство частных трубопроводов, но только на бумаге

 
Дата: 02/02/2004
Версия для печати

"Транснефть" готова формально поступиться монополией на строительство магистральных нефтепроводов. Новая редакция подготовленного при участии компании законопроекта позволяет частным инвесторам владеть трубой наряду с государством. Но требование согласовывать эти планы с правительством, по мнению экспертов и нефтяников, позволит чиновникам еще долго сдерживать развитие частного трубопроводного транспорта.

Почти все магистральные нефтепроводы в России принадлежат государственной акционерной компании "Транснефть", а газопроводы - "Газпрому". Исключением стала лишь труба Каспийского трубопроводного консорциума, построенная на деньги иностранных и российских частных компаний для доставки казахского сырья в порт Новороссийск. Принятый в 1999 г. в первом чтении законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте" и вовсе запрещал работу негосударственных магистральных трубопроводов.

Но во втором чтении документа сама "Транснефть" собирается вынести на рассмотрение депутатов поправки, разрешающие частным инвесторам строить и приватизировать трубопроводы. Новый законопроект предполагает, что трубы могут находиться "в федеральной собственности и в собственности организаций, создавших их за счет собственных и/или привлеченных средств, а также получивших их в процессе приватизации либо по другим, не запрещенным федеральными законами страны основаниям". Однако, прежде чем строить нефтепровод, инвестор должен согласовать свои намерения с "федеральным органом исполнительной власти" в области ТЭК, а если труба предназначена для экспорта, то заручиться и согласием правительства.

Источник в Совете Федерации уверяет, что поправки ко второму чтению законопроекта собирала именно "Транснефть", а не профильный комитет Госдумы, как обычно. В феврале-марте комиссия СФ по естественным монгополиям рассмотрит законопроект , после чего он может быть передан для рассмотрения в Госдуму.

В компании новую редакцию документа не комментируют. Но еще в ноябре 2003 г. президент компании Семен Вайншток в интервью "Ведомостям" говорил, что "стратегически важные трубопроводы должна строить государственная компания "Транснефть" и они должны быть государственными". "Никого в подобные проекты пускать нельзя - ни иностранные, ни российские частные компании", - настаивал тогда президент "Транснефти".

По мнению аналитиков, по сути позиция компании и не изменилась. Требование визировать в правительстве планы по строительству экспортных трубопроводов позволит сохранить монополию и "Транснефти", и "Газпрома", убежден Каха Кикнавелидзе из "Тройки Диалог ". "Пока позиция правительства существенно не изменится, в России частных трубопроводов не будет", - считает эксперт. "Самой "Транснефти" сейчас тоже надо получать разрешения правительства на строительство [экспортных трубопроводов], так что ничего не меняется", - вторит ему пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин.

Российские нефтяники уже пытались безуспешно реализовать несколько проектов, разрушающих монополию государства на экспорт нефти и газа. Так, "ЮКОС" совместно с китайской госкомпанией CNPC планировал строить магистраль Ангарск - Дацин стоимостью $1,7 млрд, но правительство предпочло этому варианту проект "Транснефти" по строительству трубы Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин. Другой нефтепровод стоимостью $3,4 - 4,5 млрд из Западной Сибири в Мурманск собрались вместе строить "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз". Но еще в январе 2003 г. на совещании по этому проекту премьер-министр Михаил Касьянов напомнил им, что по закону в России не может быть частных магистральных нефтепроводов.

Теперь же, считает пресс-секретарь "Сибнефти" Алексей Фирсов, ситуация изменится. "Правительство в России не может быть выше закона", - убежден он. Он напоминает, что еще после совещания по мурманской трубе премьер публично говорил о возможности компромисса с частными инвесторами-нефтяниками. На вопрос о том, будет ли "Сибнефть" пытаться участвовать в строительстве частной трубы, Фирсов заявил, что "мы не объявляли о том, что отказываемся от этих планов". Но Шадрин из "ЮКОСа" считает, что частные трубопроводы нужно было строить "год-три назад, когда экспортная инфраструктура "Транснефти" начала создавать проблемы с объемами нефти, которые можно поставить на экспорт". Сейчас эти проблемы можно решить перевозками нефти по железной дороге и воде, говорит нефтяник.

"Пока нет новых трубопроводов, "ЮКОС" наращивает железнодорожные поставки в Китай, ТНК - в Вентспилс (от которого отказалась "Транснефть") , а "ЛУКОЙЛу" приходится строить терминал в Высоцке (Баренцево море) , тоже в обход существующей инфраструктуры "Транснефти", - отмечает аналитик "НИКойла" Лев Сныков. Однако перевозки железнодорожным транспортом, отмечает Шадрин, рентабельны лишь при ценах от $17/барр. "Рост объемов нефтедобычи на ближайшие годы (6 - 8% в год) во многом определяется наличием адекватной экспортной инфраструктуры, - говорит Тимербулат Каримов из "Атона". - "Транснефть" постепенно расширяет возможности БТС, так что на 2004 - 2005 гг. это удовлетворит растущие потребности [нефтяников в сбыте]. Но России нужен еще один экономически обоснованный мегапроект в этой отрасли. " Впрочем, отмечает Сныков, "одна компания не может сделать для себя рентабельным экспортный трубопровод - соответствующее количество нефти могут поставить только несколько нефтяных компаний, а согласование объемов поставок и других вопросов взаимодействия между участниками проекта занимает больше времени, чем собственно строительство". По оценкам аналитика, даже если консорциум нефтяников получит добро на реализацию мурманского проекта, он может быть запущен в эксплуатацию не раньше 2007 - 2008 гг.

Ольга Проскурнина
Источник: Ведомости


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.