Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Понедельник, 29 апреля
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Финансовые консультанты в роли козлов отпущения

 
Дата: 24/09/2003
Версия для печати

Москва, 23 Сентября /БПИ/. Стандарты эмиссии ценных бумаг, подготовленные недавно Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и утвержденные Министерством юстиции, по мнению комиссии, сводят к минимуму возможность злоупотреблений в ходе проведения эмиссий и делают эти процедуры более прозрачными для инвесторов. Однако сами профучастники – и эмитенты и финансовые консультанты - полагают, что провозглашенные меры носят декларативный характер, и создают существенные затруднения для работы на фондовом рынке. Один из финансовых консультантов, на условиях анонимности, прокомментировал ситуацию, которая складывается на фондовом рынке благодаря появлению новых Стандартов эмиссии.

Объединение всех требований к процедуре эмиссии ценных бумаг в один документ, без сомнения, является положительным фактом. Однако новые Стандарты не просто унифицируют и сводят воедино сложившиеся, но зафиксированные в разных документах правила, связанные с осуществлением эмиссии ценных бумаг, но устанавливают новые требования, необходимость которых вызывает серьезные сомнения у профучастников. Самой большой и любопытной новеллой для фондового рынка, по всей вероятности, станет существенное расширение полномочий финансовых консультантов.

Как следует из закона о рынке ценных бумаг, единственной обязанностью и единственным полномочием финансового консультанта является оказание услуг по подготовке проспекта эмиссии и его подписание. Между тем, в подготовленных ФКЦБ Стандартах эмиссии указывается, что кроме этого финансовый консультант должен подписать еще и финансовый отчет об итогах выпуска. В этой связи, в Стандарты "наделяют" финансового консультанта обязанностью подписать ведомость заявок, или реестр заявок, который формируется в процессе первичной подписки. Кроме того, новый документ устанавливает требования к тому, как эта ведомость (реестр) должна выглядеть, что никак не соотносится с требованиями организатора торговли - биржи.

С какой целью финансовый консультант должен утверждать реестр заявок? По мнению комиссии, с целью защиты интересов инвестора и предотвращения заключения сделок с заинтересованностью. На практике это выглядит следующим образом: заявки на биржах подаются профессиональными участниками, при этом имена клиенты, в чьих интересах действует профучастник, остаются недоступными. Теоретически клиенты должны быть зарегистрированы на бирже, но это конфиденциальная информация, которая закрыта посторонним лицам. Новые же Стандарты требуют, чтобы итоговая ведомость приема заявок на покупку, подписываемая финансовым консультантом, содержала, помимо наименование брокера (дилера), еще и ИНН заявителя, по поручению которого представлена заявка.

Следовательно, конфиденциальная, инсайдерская информация становится доступной финансовому консультанту. (Мало того, что брокер должен провести маркетинг этой бумаги среди своих клиентов, он еще потом должен финансовому консультанту раскрыть всех своих клиентов, которым продает бумаги!) Все это очень плохо соотносится с бизнесом, который ведут брокеры.

Ко всему прочему, финансовых консультантов наделяют немалыми контролирующими функциями, фактически теми функциями, которые обязана осуществлять федеральная комиссия. Финансовый консультант должен в процессе размещения следить за всеми теми операциями по раскрытию информации, которые осуществляет эмитент и, в случае обнаружения нарушений, должен в течение одного дня поставить ФКЦБ об этом в известность. При регистрации отчета об итогах выпуска, финансовый консультант должен подписать его вполне определенной фразой: "Настоящим подтверждается достоверность и полнота всей информации, содержащейся в настоящем отчете об итогах выпуска, а также выполнение эмитентом требований о раскрытии информации на этапах эмиссии ценных бумаг, об итогах выпуска которых составлен настоящий отчет, установленный законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг". Несомненно, нарушать установленные регулятором правила не стоит, однако не все нарушения имеют одинаковый вес, какие-то из них можно определить как оплошность (если эмитент, предположим, раскрыл информацию не на следующий день, а через два или три дня). Финансовый консультант, как того требуют Стандарты, поставил комиссию об этом в известность, и ... каковы его действия дальше?

Действуя в соответствии со Стандартами, финансовый консультант (не имея на то законодательных полномочий) должен принять решение о том, что эмиссия недействительна. Отказ эмитенту в регистрации отчета означает: признание эмиссии несостоявшейся и возвращение эмитента в первоначальное положение. Если учесть, что осуществление эмиссии требует от эмитента вполне ощутимых финансовых затрат, нетрудно предположить его последующие действия – эмитент обратится в суд. Если суд признает, что допущенное эмитентом нарушение было несущественным и не могло повлечь недействительность эмиссии, финансовый консультант будет обязан возместить причиненный своими действиями ущерб. Возникает совершенно тупиковая ситуация: консультант не может не подписать проспект эмиссии, потому что в этом случае он примет на себя риски, связанные с возможным возмещением убытков (а эмитент обязательно этого добьется, защищая себя). С другой стороны, если консультант подпишет проспект, а ФКЦБ посчитает, что этого делать было нельзя, так как имелись серьезные нарушения, он может лишиться лицензии. Причем не только лицензии финансового консультанта, но не исключено, что и всех других, выданных комиссией, например, брокерской. Таким образом, над эмитентами устанавливается дополнительный надзор, а финансовые консультанты наделяются неоправданными властными полномочиями. Практика показывает, что регуляторы делятся своими полномочиями обычно в тех случаях, когда хотят избавиться от рисков и переложить ответственность на другие плечи.

Следует заметить, что нормотворчество комиссии, имеющее далеко идущие финансовые последствия и для эмитентов и для профучастников, не опирается на законодательство. В законе о рынке ценных бумаг финансовые консультанты упоминаются дважды: первый раз, когда дается определение финансового консультанта (брокер или дилер, который оказывает услуги по подготовке проспекта эмиссии и подписывает его), и второй раз, когда речь касается эмиссионной деятельности профучастников (в законе указано, что проспект эмиссии, предполагающий открытую подписку, должен быть подписан финансовым консультантом). Оба случая не дают оснований для такого расширительного толкования полномочий финансовых консультантов, как это имеет место в Стандартах эмиссии.

В результате принятия новых Стандартов произошло определенное ухудшение условий на облигационном рынке. Ранее существовавшие правила содержали положение о том, что стандартный проспект эмиссии для облигаций, оплачиваемых исключительно денежными средствами, регистрируется в течение 15 дней (речь идет об общем выпуске), теперь этот срок увеличен до 30 дней. Кроме того, еще на 30 дней регистрация может быть продлена, если будут запрошены дополнительные документы.

Ряд положений нового документа носит декларативный характер. Так, например, в целях защиты инвестора Стандарты предусматривают случаи, когда на проспект ставится надпись "Инвестиции повышенного риска". Как известно, выпуск облигаций на отечественном рынке производится либо на сумму уставного капитала, либо на сумму предоставленного обеспечения. Если суммарная величина обязательств по облигациям, включая проценты, превышает стоимость чистых активов, а размер поручительства, предоставленного в обеспечение обязательства (например, банковской гарантии или имущества, находящегося в залоге и т.д.), превышает стоимость чистых активов поручителя, то эмитент обязан на проспекте эмиссии крупным шрифтом (самым крупным после названия) сделать надпись: "Инвестиции повышенного риска. Приобретение облигаций настоящего выпуска связано с повышенным риском в связи с тем, что размер обязательств эмитента по облигациям превышает..." и далее информация о том, что он превышает. Если пренебречь внешним эффектом этой меры, ничего кроме недоумения она вызвать не может, поскольку рынок самостоятельно и успешно справляется с данной проблемой. Практически невозможно найти инвестора, который приобрел бы облигации, обеспеченные воздухом. Каждый профучастник, так или иначе занятый в размещении, внимательно анализирует ситуацию на рынке и к моменту принятия решения без дополнительных указаний знает подлинный "вес" эмиссии.

Источник: ИА «Бюро правовой информации»


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Апрель 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.