Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 03 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Кудрин доверит бюджет независимым аудиторам

 
Дата: 23/06/2006
Версия для печати

Глава Минфина предлагает привлекать независимые компании к оценке бюджетных расходов. Однако механизм, который покажет, как чиновники распоряжаются госденьгами, появится нескоро

Министр финансов Алексей Кудрин предложил привлекать независимые аудиторские организации для проверки результативности бюджетных расходов. Об этом он заявил на научно-практической конференции «Государственному финансовому контролю в России – 350 лет». Счетная палата РФ, по оценке министра, является независимой организацией, однако только ее средств может быть недостаточно для проведения такого аудита. Привлекательность идеи не ставится под сомнение экспертами: они уверены, что при адекватной ее реализации можно сэкономить до 50% бюджетных денег. Но при этом опасаются, что это благое намерение может постичь та же печальная участь, что и многие другие затеи правительства.

Министр финансов, как известно, твердо отстаивает позицию жесткого контроля бюджетных расходов. Он неоднократно заявлял, что рост непроцентных трат внесет свою лепту в ускорение инфляции. Однако бюджетные расходы продолжают повышаться быстрее экономики. В проекте бюджета на 2007 г., в частности, этому способствует необходимость финансирования демографической программы, которую озвучил президент в своем обращении Федеральному собранию. А это, по разным оценкам, еще около 40-50 млрд бюджетных рублей. Эксперты поражены чересчур большим, по их мнению, увеличением расходов. Как они считают, поставленные президентом социальные задачи должны решаться не только за счет роста непроцентных расходов, но и за счет снижения других, неэффективных, государственных трат. В бюджетном послании на 2007 г. Владимир Путин вновь обратился к этой теме. «Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который в свою очередь должен быть достигнут наиболее эффективным способом», – отмечалось в нем.

В среду министр финансов Алексей Кудрин вновь поднял тему повышения эффективности бюджетных трат. Он сказал, что считает необходимым привлекать независимые аудиторские организации для оценки результативности бюджетных расходов. В настоящее время этим занимается Счетная палата, однако, как признал г-н Кудрин, для такой работы недостаточно сил одного государственного контролера. Чтобы независимые аудиторские компании могли предоставлять заключения на финансовые отчетности исполнительных органов власти, потребуется внести изменения в Бюджетный кодекс. В перспективе же г-н Кудрин считает возможным распространить этот механизм контроля и на все бюджетные учреждения. Министр, правда, признал, что введение подобных аудиторских проверок будет «накладным».

Огромное количество бюджетных статей расходов, их разнообразие, географический разброс бюджетополучателей требует более пристального контроля, чем тот, который может обеспечить Счетная палата. По словам управляющего партнера «2К Аудит – Деловые консультации» Ивана Андриевского, государственное контрольное ведомство часто привлекает для проверок специалистов из аудиторских компаний. По его оценке, для качественного контроля за результативностью расходования бюджетных средств необходимо привлечь минимум 50-70 таких компаний.

Г-н Андриевский полагает, что государству эта идея будет стоить около 5-7% всего бюджета (то есть более 250 млрд руб.), зато и экономия окажется немалой: до 50% от всех бюджетных расходов. Заместитель генерального директора по аудиту компании «Бейкер Тилли Русаудит» Вера Массарыгина также отмечает, что обязательный аудит органов исполнительной власти и бюджетных учреждений – процедура не дешевая. Однако она будет способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, улучшению качества учета и отчетности бюджетополучателей. «Доказательством тому служит эффект введения в 2001 году обязательности аудита государственных унитарных предприятий. После этого резко повысился уровень ведения учета и достоверность отчетности», – отмечает г-жа Массарыгина.

Тем не менее такая привлекательная идея будет реализована нескоро. Кроме внесения поправок в Бюджетный кодекс, о которых говорил министр финансов, потребуется еще утвердить специальные аудиторские стандарты. Как отмечает Вера Массарыгина, они должны предусматривать дополнительные требования к аудиту органов власти и бюджетополучателей. «Такие стандарты в настоящее время в России отсутствуют, однако значительный международный опыт может служить базой для их разработки и внедрения в РФ», – говорит она. Механизм аудита расходов бюджетных средств со стороны независимых компаний есть, например, в США, Канаде, Великобритании.

Некоторые эксперты опасаются, что по-настоящему независимые компании не будут допускаться к проверке бюджетных отчетов. «Есть прецеденты, когда создаются специальные компании, регистрируются, как независимые, но реально они зависят от конкретных правительственных чиновников», – сказал RBC daily один из них. А г-н Андриевский считает, что если предложение министра финансов будет реализовано, на первом этапе к данной деятельности, учитывая особенности страны, «будут привлекаться только те компании, которые будут готовы подписать любой отчет». Он полагает, что практика может усовершенствоваться и механизм полностью отработается за 2-3 года. Экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский считает, что успех затеи Алексея Кудрина определит готовность госорганов делиться информацией с аудиторами (например, по закрытым статьям бюджета) и последовательность правительства в борьбе с пустыми тратами. «Вопрос в том, будет ли правительство прислушиваться к результатам аудита», – отмечает он.

Татьяна Фроловская
Источник: RBCdaily


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.