Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Суббота, 04 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Дмитрий Яковенко: "Серьезный аудит не может быть дешевым"

 
Дата: 01/11/2005
Версия для печати

За последнее время рынок аудиторских услуг терпит значительные изменения. Они связаны в том числе и с ужесточением требований законодательства. Репортер сообщал, например, о том, что Министерство финансов РФ весной нынешнего года приняло решение приостановить действие лицензий у 627 фирм, что составляет, по некоторым оценкам, около 10% аудиторского рынка. Мнения аналитиков в связи с этим разделились. Некоторые из них говорят о возможном резком сокращении объема аудиторских услуг. Руководитель же "Самарской гильдии финансистов" генеральный директор аудиторской фирмы "Волгатехаудит" Дмитрий Яковенко придерживается мнения о том, что сокращение коснется очень маленьких по численности организаций и это не отразится на уменьшении объема аудиторских услуг. Он рассказал Репортеру о том, в какую сторону, по его мнению, идут изменения на самарском рынке аудита.

- На российском рынке аудита существуют проблемы. Одна из них в том, что наши фирмы с точки зрения технологичности оказываемых услуг очень отстали от Запада. Там давно отработаны методики проведения анализа финансовой деятельности, делается это на потоке. А у нас, даже не столько у аудиторов, а в большей степени у руководителей предприятий, остается впечатление, что аудитор что-то вроде домашнего старого доктора, который приходит и один лечит от всех болезней. На самом деле не так. Аудитор и налоговый консультант - разные профессии. Аудитор только подтверждает достоверность финансовой отчетности - то, что, например, бухгалтер правильно по проводкам разнес совершенные операции, что нет подлога. Расчеты по налогам, экономия, связанная с ними, - это другое.

Технологичность проверок, к сожалению, в большинстве наших фирм отсутствует. В первую очередь, потому что они, как правило, очень маленькие. Средние аудиторские фирмы на Западе -50-60 человек. В России обычно -меньше 10. В Самаре лицензии на право заниматься аудитом имеют более 150 субъектов, большинство (около 85-90%) имеют не более 3 штатных аудиторов. Остальные работают по договору и привлекаются в зависимости от загрузки. Впрочем, это не запрещено законом. С одной стороны, "многостаночники" - спасение с точки зрения предпринимательства, сохранения конкуренции. С другой - это в то же время снижение технологичности.

Содержать нормальный штат доступно крупным фирмам. Таких в Самарской области немного -десятка полтора компаний, где работает более 10 аттестованных аудиторов и имеется общий штат не менее 30-40 человек. Это, например, фирмы "Сонар", "Газаудит", "Аудитэнерго", "Промаудит", "Учет", "Регул Олев", "Аудит-дентр". Все это - наиболее известные и крупные в Самаре фирмы, лидеры нашего областного аудиторского рынка. Эти фирмы существуют на территории области как минимум лет 10, и это тоже серьезный показатель. Столько времени действовать на этом рынке, если клиенты неудовлетворены качеством твоей работы, невозможно.

На самом деле организаций, которые работают свыше 10 лет, у нас, может быть, и больше - до трети от всех существующих. Но все они небольшие. Сегодняшний же день требует иных условий. Сёйчас проект закона об аудиторской деятельности в его новой редакции устанавливает ряд новых критериев. В частности, речь идет о повышении минимальной численности аттестованных сотрудников. Кроме этого новый закон планирует установить обязательное нахождение в одном из профессиональных объединений. У нас сейчас их 7. Я встречался в Москве с депутатами Госдумы, представителями Совета федерации. Многие из тех, кто принимает участие в разработке закона, говорят, что сейчас установили такую высокую планку, что в результате из этих 7 реально останутся 2-3 объединения. Высказываются опасения о монополизации рынка.

На мой взгляд, эти опасения оправданны. Многих практиков-регионалов как раз и тревожит, что рынок может быть монополизирован в пользу крупных московских фирм. А тогда изменится и ценовая политика. Аудит станет очень дорогим. Депутаты в отличие от правительственного проекта и отстаивают такую точку зрения: необходимо снизить планку с тем, чтобы при Минфине было аккредитовано не 7 аудиторских объединений, а 20-30. С тем чтобы они потом в естественном порядке, а не путем административного давления объединялись бы между собой, преобразовывались в союзы, ассоциации. Это нормальные рыночные условия, когда существуют несколько объединений, занимающихся регулированием рынка. В большинстве стран и идут по пути создания конкурентной среды. Я, хоть и представляю одно из таких объединений (Самарский территориальный институт профессиональных бухгалтеров, который является представителем в Самарской области института профессиональных бухгалтеров России), сторонник конкурентности. Монополизация же приведет к вытеснению мелких фирм в пользу крупных.

- Вы сказали, что аудит может стать очень дорогим. А каков сейчас уровень цен на эти услуги?

- Цена разная. Если она предлагается, скажем, меньше 400 рублей за час работы аудитора, то это демпинг. Нормальные цены -800-1000 рублей в час.

- Это уровень самарских цен?

- В Москве цифры те же, но уже в долларах.

- Что происходит на практике, когда у крупных предприятий области возникает потребность в аудите, куда они обращаются - в местные компании или ищут их за пределами Самары?

- Это зависит от того, какая цель преследуется. Например, если компания решила выпустить еврооблигации и привлечь зарубежный капитал, выйти на международный рынок, то надо и отдавать себе отчет: самая лучшая самарская аудиторская фирма в Европе - ноль. Ни один европейский или американский банк заключение самарской фирмы не признает. Поэтому у компаний в подобных ситуациях стоит задача - трансформировать финансовую отчетность на международные стандарты и получить заключение фирмы, признанной на международном рынке.

Когда мы говорим о таких региональных банках, как "Солидарность", Газбанк или крупных заводах, таких, как АвтоВАЗ, то понимаем, что им нужно заключать контракт с аудиторскими фирмами, признаваемыми за рубежом. Если речь идет о предприятии, у которого уже есть стратегический западный инвестор (например, шоколадная фабрика), то и ему нужен не российский, а международный аудит. Другое дело, если мы говорим о предприятии, способном самостоятельно действовать на региональном уровне.

У нас довольно много организаций, которым просто не под силу вести аудит по столичным меркам. Вот пример. Когда проходила приватизация, то в каждом регионе она имела какие-то свои особенности. Все аптеки в Самарской области приватизировались как государственная собственность. А это предполагает форму ОАО. В результате - несколько сотен аптек и все - ОАО. В стандартной же аптеке работает человек 10 или меньше, все они по закону обязаны ежегодно проходить аудиторскую проверку. Готовы они платить $1000 за час? Разумеется, нет. Они и прежде всегда пользовались услугами частнопрактикующих аудиторов.

- Самарский рынок аудиторских услуг сбалансирован?

- Нет, он еще не устоялся. С одной стороны, есть явное перенасыщение специалистами. Для Самарской области иметь 150-170 юридических лиц-участников рынка, плюс более 1100 аттестованных аудиторов - довольно много. Наверное, с этим связано и то, что в Самаре нет проблемы экспансии московских аудиторских фирм. Либо к нам приезжают западные компании, потому что ничей другой аудит не подходит, либо работу проводит самарская фирма. Очень мало у нас филиалов московских фирм. И уж тем более мало "наезжих", тех, кто приезжает сделать договор.

Явно присутствует на рынке Самары и демпинг. Ряд наших госпредприятий, которые обязаны проводить конкурс по отбору аудиторов, даже устанавливают минимальную планку, ниже которой все, что предлагается, просто отсеивается как откровенный демпинг. Каким бы маленьким не было предприятие, не может стоить аудит 5 или 10 тысяч рублей. Проверка, сделанная с соблюдением стандартов, установленных Минфином, правительством - серьезная работа.

- Ваш прогноз: когда этот рынок стабилизируется?

- Трудно сказать. Это зависит от того, когда будет принят и вступит в силу закон об аудиторской деятельности в его новой редакции. Я думаю, что, как минимум, года 2 еще потребуется для того, что бы он стал сбалансированным.

Андрей Пустобаев
Источник: Репортёр (Самара)


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.