Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Понедельник, 29 апреля
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Мелких за борт. Объединения аудиторов получат рычаг для передела рынка

 
Дата: 26/10/2005
Версия для печати

До конца 2005 года Госдума должна утвердить поправки в закон «Об аудиторской деятельности», предусматривающие взамен сегодняшней системы лицензирования обязательное членство аудиторов в саморегулируемых объединениях (СРО). Крупные компании, лоббирующие законопроект, стремятся получить, таким образом, больший контроль над рынком аудита. Региональным игрокам придется приспосабливаться к новым условиям конкуренции и стандартам качества аудита, которые диктуют лидеры рынка, уходя под их «крыло» или объединяясь между собой.

С 1 января 2006 года должно быть отменено лицензирование аудиторской деятельности, однако поправки в закон «Об аудиторской деятельности», прописывающие новую схему регулирования этого рынка, до сих пор не приняты. Процесс в первую очередь тормозит дискуссия, которую вызвала среди специалистов начавшаяся реформа аудита. Поправки предусматривают обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских компаний в одном из саморегулируемых объединений. Предполагается, что СРО будет передано большинство функций контроля за рынком аудита, которые сегодня выполняет Министерство финансов РФ, в том числе повышение квалификации аудиторов, их аттестация и ведение единого реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Одни участники рынка выступают против поправок в закон об аудиторской деятельности и хотят приостановить реформу, другие считают, что обязательное членство в СРО поможет улучшить качество аудиторских услуг и поднять престиж профессии. По словам руководителя департамента аудиторских услуг компании Energy Consulting Владимира Волкова, крупные и средние аудиторские компании заинтересованы в получении большего контроля за всем рынком аудита и в выравнивании стоимости услуг в секторе аудита небольших и средних предприятий. «Если проект реформы будет реализован, крупные компании получат определенный рычаг влияния на принятие решений в области регулирования аудиторской деятельности», - говорит Волков. По его мнению, против реформы аудита в основном выступают небольшие аудиторские фирмы. «Они опасаются усиления со стороны новой аудиторской бюрократии контроля за качеством предоставляемых услуг и соблюдением аудиторских стандартов, а это неизбежно. Кроме того, произойдет увеличение ежегодных взносов в СРО, а также рост расходов на получение и поддержание квалификационных аттестатов сотрудниками, - замечает г-н Волков. - Фактически небольшие аудиторские фирмы будут вынуждены поднять цены на свои услуги и укрупняться для снижения управленческих расходов и повышения интенсификации работы».

Федеральные лидеры аудита уже заметно теснят региональных игроков, заключая договоры с самыми крупными клиентами. Впрочем, самарским компаниям пока удается удерживать за собой определенные ниши рынка. «Сегодня московские и международные игроки составляют серьезную конкуренцию местным аудиторским фирмам. Однако, как правило, крупные самарские компании работают с двумя аудиторскими фирмами. Например, собрания акционеров часто принимают решения о проведении обязательного аудита московской либо международной аудиторской компанией, но для решения текущих проблем, связанных с анализом эффективности, бухгалтерским, налоговым учетом, привлекаются самарские аудиторские компании», - говорит директор ООО АК «Бизнес-Актив» Наиля Насыбуллина. Тем не менее жесткие условия, которые будут установлены для претендентов на включение в единый реестр аудиторов, неизбежно вызовут сокращение числа игроков этого рынка. «В настоящее время часть фирм, - говорит Наиля Насыбуллина, - предоставляет не аудиторские, а скорее сопутствующие аудиту услуги. Согласно проекту изменений в закон, любая деятельность, связанная с аудитом, станет приоритетом: компаний, являющихся членами СЮ и включенных в единый государственный реестр». Согласно поправкам, членом СРО сможет стать фирма, в которой работает не менее пяти аттестованных специалистов. Сейчас далеко не все местные компании отвечают этому требованию.

По мнению директора ЗАО «Газ-аудит» Татьяны Колосовой, минусов у предстоящей реформы больше, чем плюсов. По ее словам, попытка ввести обязательное для аудиторов членство в СРО противоречит Конституции РФ, запрещающей принуждать граждан «к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Г-жа Колосова считает, что рычаги власти, получаемые объединениями по законопроекту, дадут им возможность влиять на передел рынка. Специальная комиссия СРО сможет принимать решения об исключении членов из объединения, что для аудиторов автоматически влечет за собой запрет на дальнейшую профессиональную деятельность. По мнению г-жи Колосовой, нельзя исключать, что этот механизм будет использоваться для вытеснения с рынка конкурентов.

Не меньшее сопротивление вызывает другая новация. Законопроект предполагает отмену с 2009 года ранее полученных аудиторами аттестатов. В настоящее время действуют четыре вида аттестатов, в соответствии с которыми аудиторы имеют определенную специализацию: «общий аудит», «аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов», «аудит страховщиков» и «банковский аудит». Поправки предусматривают введение единого квалификационного аттестата, который будет давать право проводить аудит в любых отраслях экономики. По мнению г-жи Колосовой, сегодня для подготовки высококвалифицированного специалиста требуются годы практики. «Вникнуть в тонкости разных отраслей экономики за короткий срок невозможно, никакая теоретическая подготовка не даст аудитору должной квалификации», - считает директор «Газаудита».

По всей видимости, мелкие самарские игроки пока не в полной мере осознают опасности, которые сулит им реформа. Например, в компании «Аудит-Про» «СО» заявили, что пока законопроект не принят, обсуждать реформу аудита рано. Одним из труднопреодолимых препятствий для мелких игроков станут высокие членские взносы, устанавливаемые СРО. В преддверии реформы многие профессиональные объединения стремятся максимально открыть двери для новых членов, чтобы нарастить число своих сторонников. Однако как только предусмотренный законопроектом барьер (не менее 3000 аудиторов или не менее 1500 аудиторских организаций) будет преодолен, размер взносов неизбежно начнет расти.

Людмила Игнатьева
Источник: Самарское обозрение (Самара)


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Апрель 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.