Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Понедельник, 29 апреля
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Продолжаем саморегулироваться

 
Дата: 12/10/2005
Версия для печати

Правительство готовит существенный комплекс поправок к ряду «отраслевых» специализированных законов в одной и той же части – в отношении саморегулируемых организаций. Поправки коснутся Закона «О страховом деле в РФ», «Об аудиторской деятельности», «Об оценочной деятельности в РФ» и ряда других документов.

Теперь во власть СРО попадает большой перечень дополнительных правомочий по регламентированию и контролю над своими подопечными, и вчерашние полулюбительские профобъединения приобретут едва ли не статусы отраслевых ведомств – чего только стоит отмена лицензирования в нескольких сферах и замена его членством в СРО. Как показал наш опрос, большинство руководителей предприятий пугает грядущая неопределенность, а попадающую в руки руководителей СРО власть многие называют чрезмерной.

Арбитражные управляющие: «СРО – это дорого. Но необходимо»

В нашем городе действует 6 профессиональных объединений практикующих арбитражных управляющих, 3 из них – региональные. Здесь ситуация довольно жесткая – после вступления в силу новой редакции Закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражные управляющие теряют право самостоятельно предлагать предприятиям и организациям свои профессиональные услуги. Они смогут это сделать только через свое профессиональное объединение. И последнее, кстати, не будет принимать заявки на услуги конкретного лица, а будет по своей инициативе направлять к заказчику того или иного антикризисного управляющего. Кроме того, каждый управляющий должен иметь уже не лицензию – их государство отменяет – а обязательное членство в какой-либо саморегулируемой организации, которых по закону может быть любое количество. В рамках того же Закона сама СРО должна насчитывать не менее 100 членов, обладающих достаточным опытом работы с располагающими реальным имуществом предприятиями, а не с «пустышками».

Сергей Репников, арбитражный управляющий, член Межрегиональной саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих: «Членство в СРО, в первую очередь, несмотря на свою фактически принудительную основу, дает арбитражному управляющему гарантию работы по специальности. Без членства в СРО просто невозможно в силу закона быть арбитражным управляющим. Кроме того, СРО отфильтровывает непрофессионалов и некомпетентных специалистов. Но есть и недостатки – необходимо платить достаточно высокий вступительный взнос – 50 тыс. рублей. Это связано с тем, что законом предусмотрено обязательное страхование деятельности членов СРО и самого профобъединения. Также часть средств идет в компенсационный фонд организации. Но и это не все. Участники обязаны делать ежегодные взносы по 10 тыс. рублей. Дополнительно СРО получает около 10% от вознаграждения своих членов. Такая прямая выгода обеспечивает заинтересованность руководства СРО в профессионализме своих членов и в качественности предоставляемых ими услуг».

Несмотря на то, что до принятия закона арбитражные управляющие самостоятельно работали на рынке, многие новосибирские профессионалы вступили тогда в Ассоциацию арбитражных управляющих – членство в ней было не обязательным, но престижным.

Многие из рядовых управляющих высказывают опасения в отношении коррумпированности профобъединения, и они имеют вполне объективную почву – банкротство предприятий всегда было наиболее конфликтной и скандальной сферой, а число преднамеренных банкротств с каждым днем только увеличивается.

Аудиторы: «Теперь те, кто заплатил взносы в СРО, будут считаться аудиторской компанией»

Владимир Кизь, исполнительный директор группы компаний «Баланс»: «Из семи общероссийских аккредитованных при Минфине аудиторских СРО в нашем городе представлено две. Конечно, такое большое число общественных организаций аудиторов – это не совсем нормальная и здоровая ситуация, ведь это несколько снижает мобильность всего сектора. Теперь же эта ситуация однозначно изменится. Требование аккредитации к профобъединениям после принятия закона – от полутора тысяч членов. Эта планка сейчас достигнута не всеми СРО, а, значит, их число уменьшится до нескольких единиц».

Между тем, в целом аудиторы хорошо отзываются о своих профессиональных объединениях, немало положительных откликов в сторону Института профессиональных аудиторов России, отделение которого есть в нашем городе.

Татьяна Костина, коммерческий директор «АРКО-Аудит»: «Факт саморегулируемой организации – это некий «зонтик», под которым нам, рядовым компаниям, предстоит объединиться. На мой взгляд, задача подобной организации – контроль качества, ведь и мы, и клиенты в этом заинтересованы. И – повышение квалификации аудиторов, ведь обычно обучение требует огромных затрат, в том числе, на техническое оснащение, на содержание в штате своего методолога.

А вообще же, мы ждем от СРО не только обучения аудиторов, разъяснений изменений законодательства, но и определенного контроля за качестом оказываемых услуг, защиту интересов, и, прежде всего, интересов сибирских, местных компаний. Опыт профобъединений в западных странах говорит о том, что для них задача номер один – законодательные инициативы и защита интересов своих членов.

Вообще, я считаю происходящие изменения правильными – государ-

ство сложило с себя контролирующие функции, передало их общественным объединениям. Единственный и самый серьезный камень преткновения, против которого пока нет методов борьбы, – к сожалению, те, кто стоят «у руля» общественных профобъединений, лоббируют свои интересы…»

В целом аудиторы к грядущим нововведениям оказались более подготовленными – сказывается характер профессии. Хотя некоторые положения законодательства настораживают их так же, как и руководителей компаний, работающих в других отраслях.

В. Кизь: «Честно говоря, пока отношусь настороженно. Тем более, что с 1 января нас ждет отмена лицензирования. Мы ожидаем, что это приведет к наплыву множества вновь созданных фирм, что не всегда есть положительная тенденция – лицензирование требовало существенных вложений, теперь же любая компания, заплатившая членские взносы в СРО, будет считаться аудиторской».

Оценщики: «Предотвратить экспансию москвичей»

Достаточно необычной показалась автору этого материала ситуация на рынке оценочных услуг – опрошенные респонденты не смогли назвать даже точное число своих профобъединений, действующих сегодня в Новосибирске. На самом деле их оказалось около десятка, из которых только одна организация – Сибирская Межрегиональная палата оценщиков – местная. Для всех остальных, «федеральных» оценочных профобъединений, Новосибирск стал местом открытия «штаба» в СФО.

Константин Морозков, член правления новосибирского отделения Российского общества оценщиков: «Саморегулируемых организаций может быть сколько угодно, их число ограничивается лишь количеством оценочных компаний. Сейчас требование к аккредитации профобъединения – не менее 500 специалистов-оценщиков или не менее 100 компаний, места нахождения которых расположены не менее чем в одной трети субъектов РФ».

Грядущие перемены новосибирские оценщики считают вполне закономерными и уже не сомневаются в их принятии. Как сказала директор «Городского правового центра» Вита Павлова, «новосибирским оценщикам нужно попробовать забежать чуть вперед, опередить возможную экспансию москвичей. Необходимо создать местную СРО и сделать это как можно скорее, поскольку «угроза» появления филиала московской СРО уже назрела. И тогда местным СРО придется объединяться под эгидой столичных бизнесменов.» Кроме того, местные оценщики боятся и последующей монополизации своей сферы деятельности – ведь понятно, что московские компании будут уверенно демпинговать «местных» и традиционно предлагать более высококачественный сервис.

Что же касается вопроса о готовности оценщиков к саморегуляции – сложившаяся довольно хаотичная ситуация со множест-

вом профобъединений говорит против этого факта, а большое число вступивших в общественные организации – «за».

К. Морозков: «Я считаю, что предприниматели давно готовы к саморегулированию. Ведь немало предприятий и организаций сегодня состоят в тех или иных профобъединениях по собственной инициативе. Теперь будет достигнута еще одна цель – дебюрократизация оценочной деятельности. Как и в других сферах, в соответствии с поправками к нашему «профильному» закону, оценочная деятельность возможна лишь для членов СРО. Как и в других сферах, лицензии на оценочную дятельность отменяются, их заменяет членство в СРО. Вряд ли такая общественная деятельность, которая у всех на виду, будет подвержена какой бы то ни было коррупции, в чем нередко обвиняют профобъединения: рамки требований к членству в СРО на текущий момент прописаны в проекте закона, и сомнительно, что руководство СРО их существенно расширит. Правда, размер вступительных и членских взносов устанавливает сама СРО».

В. Павлова: «Я считаю, что есть путь создания некоррумпированного объединения. Для этого всего лишь достаточно, чтобы все предпрития-члены являлись учредителями СРО, а на его руководство были наложены жесткие ограничения полномочий – вот и все. Все решения в этом случае будут приниматься путем голосования всех членов СРО – никакой предвзятости! Хотя, на мой взгляд, предприниматели совершенно не готовы к саморегуляции, не готовы к объединению в единый «большой коллектив».

Банки: «Государственный контроль не заменит ничто»

Реакция банкиров на законодательное нововведение была достаточно бурной: «Зачем нам второй Центральный Банк России?» – вопрошали они. И предложили внести в проект федерального закона о саморегулируемых организациях поправку о нераспространении этого закона на деятельность кредитных организаций. Банковский сектор стал единственной сферой, где мнение руководителей организаций было на удивление единодушным. В результате поправку об исключении банковской сферы из «общего списка» все же внесли.

Наталья Маршукова, руководитель Сибирского банковского учебного центра: «Банковская сфера настолько зарегламентирована, что вводить новые ограничения уже не имеет смысла. Равно как и выводить ее из-под государственного контроля. Зачем создавать новый барьер для входа на рынок? Зачем заставлять действующие кредитные организации составлять еще одну отчетность? Сегодня сложилась «общественная банковская» система из двух общенациональных банковских ассоциаций и множества региональных банковских союзов и объединений. Банкиры всегда стремились снизить степень давления государства. Поэтому они против наделения СРО правами, даже превышающими полномочия органов государственной власти. Поэтому у банкиров отношение к этому законопроекту скорее отрицательное. Да и сами профобъединения кредитных организаций высказывают критическое отношение к этому закону: как недавно заявил президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, «в банковском сообществе введение инстута саморегулирования означает удвоение функций надзора. На сегодняшний день банкам вполне хватает того контроля, который обеспечивает Центробанк».

Владимир Ворожейкин, председатель правления Сибирского банка Сбербанка России: «Считаю, что не стоит нагружать кредитные организации новым контролирующим органом. Нас и так регламентируют больше, чем нужно: знаете, мы даже обязаны отчитываться о людях, обменивающих у нас валюту, о работе кассовых аппаратов у наших предприятий-клиентов, и так далее… Мы всегда выступали за снижение контроля над банковскими организациями. Считаю, что создавать саморегулируемую организацию с массой полномочий, нецелесообразно…»

В общем, пока у новых законодательных инициатив больше оппонентов, нежели сторонников. Кто-то называет СРО «новым бюрократическим аппаратом». Кто-то говорит о том, что принуждение ко вступлению в ту или иную общественную организацию есть нарушение конституционных прав. Кто-то прогнозирует «большой передел власти» среди бизнес-структур и навязывание новыми лидерами своих «правил игры». Между тем, федеральные власти по-прежнему дают понять, что новый закон о саморегулируемых организациях и комплекс поправок ко всем «узким» законам все же будет принят – и любая отрасль профессиональной деятельности рано или поздно будет переведена на саморегулирование.

Олег Суворов, вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты: «Процесс создания саморегулиремых организаций начался давно – еще до вступления соответствующего закона. Например, у арбитражных управляющих нет государственного контролирующего органа, поэтому давно существуют профобъединения. И вот результат – их одними из первых перевели на «новый уровень» самоуправления, и сейчас «проблемные» предприятия передаются уже не отдельным арбитражникам, а их СРО.

В Новосибирске более 3 тысяч общественных организаций, в том числе большая часть – это объединения бизнесменов. Лишь немногие в итоге станут СРО – закон задает строгие ограничения, например, оценщикам, чтобы создать саморегулируемое профобъединение, нужно привлечь не менее 25 членов.

А вообще, при всем множестве различных мнений об этих законодательных инициативах, я отношусь к нововведениям положительно – просто не надо ожидать, что новые профобъединения заработают блестяще и гладко – ошибок и непрофессионализма на первых порах будет очень много».

Владимир Женов, председатель Новосибирской городской торгово-промышленной палаты: «Идея передать полномочия по установлению правил игры в руки бизнес-общественности сама по себе хороша, ведь государственные контролирующие органы никогда не будут вникать в реальные, ежедневные проблемы рядовых аудиторских, оценочных компаний, банков. Но проблема кулуарной борьбы, принятия субъективных решения останется. И от этого могут пострадать интересы обычных компаний – как говорится, паны дерутся, у холопов чубы трещат. Общественные организации всегда отстаивали интересы компаний, руководители которых были «у руля» профобъединения, – и это не секрет. Например, определенная неразбериха в этом смысле творилась среди саморегулируемых организаций, работающих на рынке ценных бумаг, пока не появилось федеральное контролирующее ведомство, которое все упорядочило».

Саморегулирование – не просто модный термин. По сути, это очень важный институт, необходимый российскому бизнесу, так как его главная цель – защитить интересы бизнеса. После принятия закона «О СРО» группы единомышленников, используя механизмы саморегулирования, смогут решать общие и важные для профессиональной среды проблемы, представлять свои интересы и, в конечном итоге, создавать эффективные системы контроля за рынком в интересах всего общества.

Мария Кулигина
Источник: Эпиграф (Новосибирск)


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Апрель 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.