Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Понедельник, 06 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Где скрываются налоги. Счетная палата продолжает искать законодательные дыры, через которые уплывают бюджетные деньги

 
Дата: 17/11/2004
Версия для печати

Счетная палата РФ снова "потрясла" "нефтянку". В правительство и Федеральную налоговую службу отправлены отчеты о проверках деятельности нефтяных компаний в 2001-2003 годах. "Ревизия" показала, что через внутренние офшоры им удавалось неплохо сокращать свои налоговые расходы. Впрочем, действовали компании в рамках существующих тогда законов, вернее, благодаря зияющим в них дырам. Из-за чего только в 2002 году в бюджеты разных уровней не поступило около 100 млрд. рублей налоговых отчислений. Правда, офшоры отменены с января 2004 года, но это не значит, что перекрыты все лазейки.

О том, как проходили проверки СП и какие еще предстоит выстроить заслоны, корреспондент "ФК-Новости" специально для "РГ" беседует с аудитором Счетной палаты Владимиром ПАНСКОВЫМ.

- Сегодня правильность осуществления налоговых платежей в бюджет контролируют 150 тысяч налоговиков и более 50 тысяч работников таможенных органов, - начал разговор Владимир Пансков. - Но мы более широко смотрим на существующие проблемы, нежели налоговые инспекторы и таможенники. То есть анализируем связи налогоплательщиков, проблемы формирования их налоговой базы. Иными словами, стараемся разобраться, не используются ли существующие пробелы законодательства в корыстных целях, например, чтобы минимизировать или просто не платить установленные законом налоги.

Особенно нас заинтересовали акцизы на табак, на ликероводочную продукцию, уплата налогов вертикально-интегрированными, прежде всего нефтяными, компаниями. То есть дела, которые проверить и решить налоговикам, закрепленным за конкретным "клиентом", не по силам. Тем более если иметь в виду анализ всей цепочки (производителя - поставщика - покупателя), а то и всей системы.

- О каких лазейках идет речь?

- Взять хотя бы проблему Байконура. Пользуясь нечеткостью законодательства, администрация Байконура установила льготный налоговой режим для предприятий, зарегистрировавшихся на ее территории. Нам в конце концов удалось "прикрыть эту лавочку" и вернуть казне десятки миллиардов рублей.

Можно вспомнить и Калмыкию. Несколько лет назад мы проводили комплексную проверку работы налоговых органов этой республики. Вот тогда-то впервые и обнаружилась эта офшорная зона внутри Российской Федерации. Она действовала легально и не выходила за рамки налогового законодательства. Но, узнав о том, что у нас в стране недобросовестные администрации и недобросовестные налогоплательщики создали налоговый рай, мы забили тревогу. Почему? Пользуясь правом давать определенные льготы по региональным и местным налогам, администрации территорий регистрировали у себя организации, работающие в других регионах России. Конечно, не просто так, а с условием, чтобы, получая полное освобождение от налогов, они платили меленькую толику от вполне незаслуженно получаемых льгот, в данном случае в фонд президента Республики Калмыкия.

Досконально изучив этот вопрос, мы поняли, что проблема может стать национальной. Ведь от этой операции выигрывали налогоплательщики, получившие возможность не платить до 90 процентов региональных и местных налогов. Значит, их кто-то терял? Кто? Мы ответили на этот вопрос: бюджеты других субъектов Федерации. Тех, на территории которых продолжали работать организации, ставшие на учет налоговых органов на территории Республики Калмыкия. Аналогичные факты мы обнаружили и на Чукотке, в Мордовии и в ряде других регионах. И вот тогда мы вышли с инициативой, что такой порядок нужно немедленно менять. Что и было сделано.

- Все ли ваши предложения получают должный отклик?

- Нет, конечно. Взять хотя бы проблему налогообложения предприятий, занимающихся производством ликероводочной продукции. Примерно половина всего потребляемого алкоголя сегодня производится нелегально, причем на вполне легальных предприятиях. При этом налогов и акцизов не платят. По этой проблеме мы разработали немало конкретных предложений, обращались в ряд инстанций, включая правительство. Определенные подвижки, конечно, в решении этой важнейшей государственной проблемы есть. Но, честно говоря, кардинально система не меняется.

Или взять проблему контрольно-кассовых машин. Ведь тот оборот наличных денег, который совершался в стране (да и сейчас идет), довольно трудно поддается учету. Особенно это касается торговых и других организаций, обслуживающих население. Мы пришли к выводу, что именно кассовые аппараты в конечном счете должны стать тем механизмом, который обеспечит достоверность налогового учета. С цифрами и фактами доказали, что принятый еще в 1993 году Закон о контрольно-кассовых машинах уже безнадежно устарел. Наши усилия не прошли даром. В новой редакции закона, принятой полтора года назад, учли практически все наши замечания и предложения. Но нельзя сказать, что произошло чудо. Здесь еще предстоит наладить контроль над соблюдением закона. Но это уже выходит за рамки наших задач.

- Почему? Ведь аудит эффективности тоже входит в вашу задачу СП.

- Да, если речь идет о расходовании бюджетных средств. Однако мы боремся не с конкретными неплательщиками налогов, а с несовершенством законодательства, позволяющего уходить от них. Откровенно скажу, что, начиная проверку "Сибнефти", я, например, даже не знал, что ее хозяин Роман Абрамович. И, проводя аудит этой компании, мы имели дело не с ним, а с менеджментом.

Мы выяснили, что компания активно использовала созданные в ее недрах схемы минимизации своих платежей. И эти схемы пахли десятками миллиардов рублей. За один год заработать на использовании несовершенства российского законодательства, уменьшить свои налоги и, соответственно, налоговую базу на десять миллиардов рублей - это вам не фунт прованского масла. И моя позиция с момента исследования этого факта и по сей день не изменилась: компанией было "творчески" использовано все то, что было предусмотрено и вытекало из законов РФ. Таким образом, можно сказать, она стала для нас своего рода зеркалом несовершенства российского законодательства, которое благодаря этим проверкам удалось подправить в лучшую сторону.

Тогда мы пришли еще к одному очень важному выводу. Председатель СП Сергей Степашин первый заговорил о введении дифференцированных платежей для нефтяных компаний. О том, что нужно устанавливать такие налоги, которые, как говорится, "снимут жирок" с тех, кто работает на лучших участках, на лучших месторождениях. Тогда-то именно и возник вопрос о ренте.

- А над чем вы сейчас работаете?

- Мы заняты проверкой эффективности закона, который ввел поправки к главе 22 Налогового кодекса об акцизах, в частности, на табачную продукцию. Разрабатываем ряд предложений по налогам на вмененный доход в производстве алкогольной продукции. Беседу вел

Александр Сапсай
Источник: Российская газета


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.