Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Понедельник, 06 мая
Новости
Компания
Консалтинг
Право
Информационные технологии
Аудит
 

Чуть впереди Европы всей должны быть российские банки по срокам внедрения международных стандартов отчетности

 
Дата: 02/11/2004
Версия для печати

С 2004 года российские банки перешли на отчетность по международным стандартам (МСФО). Первые отчеты за 9 месяцев 2004 года должны быть сданы в Центробанк до 30 ноября. Они пока пройдут без аудита. Это, так сказать, репетиция. А вот уже отчеты за 2004 год будут настоящим испытанием на прозрачность. Об этом говорили участники международной конференции "Стабильность, открытость и конкурентоспособность банковских систем", организованной Ассоциацией российских банков.

По словам первого заместителя председателя ЦБ России Татьяны Парамоновой, мы должны быть немного впереди Европы по срокам внедрения МСФО, чтобы сохранить конкурентоспособность при дальнейшей интеграции российской банковской системы в мировую, которое неизбежно при вступлении нашей страны в ВТО.

МСФО разработал независимый Комитет по международным стандартам бухгалтерской отчетности со штаб-квартирой в Лондоне. Таким образом, МСФО - это не законы, изданные правительством одной или нескольких стран, а набор стандартов, цель которых состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями и другими организациями для финансовой отчетности во всем мире. Многие банки готовились к введению МСФО уже давно - создавали внутренние инструкции, вводили свои оценки рисков и т. д. Большинство крупных банков уже несколько лет составляют отчетность по МСФО для своих инвесторов. Но для средних и мелких банков переход будет весьма болезненным, а таких банков у нас 80 процентов.

Положение банков осложняется тем, что, во-первых, составление отчетности по российским стандартам никто не отменял (МСФО вводится параллельно), во вторых, отчетность по МСФО не имеет юридической силы, поскольку сами стандарты - ненормативные документы и в отсутствие национального нормативного акта не могут рассматриваться как нормативные документы.

Мало кто из банкиров отрицает сейчас принципиальную необходимость перехода на МСФО. Чтобы стать полноправным членом международного бизнес-сообщества, необходимо соответствовать мировым требованиям к финансовой отчетности и сделать российские компании и банки привлекательными в глазах иностранных инвесторов. Но банкиры высказывают недовольство поспешностью Центробанка. Банкиры также постоянно задают вопрос: почему они должны переходить на МСФО с 2005 года, то есть на год раньше, чем это сделают их европейские коллеги?

Сейчас все больше виден разрыв банковского рынка - по одну сторону крупные банки, которые кредитуют друг друга, по другую - мелкие, с которыми крупные не очень-то хотят иметь дело. Эта ситуация создает предпосылки для возможного кризиса и банкротства небольших банков. По задумке авторов проекта, внедрение МСФО может способствовать решению и этой проблемы.

Переход на МСФО - испытание не только бля банкиров, но и для аудиторов. Но им предстоят скорее приятные хлопоты. Переход банковской системы на МСФО должен дать рынку в 2005 году около 1000 новых заказчиков. По самым приблизительным оценкам, это увеличит спрос на аудит примерно на 60-100 миллионов долларов. Однако не все заработают на этом. При проведении аудита годового отчета по МСФО банкам рекомендовано обращаться к тем аудиторским компаниям, которые имеют в своем штате не менее четырех специалистов, обладающих дипломами, признанными на международном уровне. Причем двое из этих специалистов - руководитель и его заместитель - должны быть еще и совладельцами компании. Кроме того, аудиторы, привлекаемые к работе по МСФО, обязаны пользоваться международными стандартами аудита (МСА) и кодексом этики Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Переход банковского сектора на международные стандарты отчетности, по оценкам экспертов, в будущем году должен привести к расширению рынка аудита примерно на 100 миллионов долларов.

Несмотря на то, что свыше 80 процентов банков не перешли на международные стандарты отчетности (их более тысячи), на кредитные учреждения, проходящие аудит по МСФО, уже в прошлом году приходилось свыше двух третей банковских активов страны. При этом согласно информации Центра экономического анализа "Интерфакса" примерно половина отечественных банков, впервые прошедших аудит по МСФО в 2003 году, воспользовались услугами российских аудиторских компаний.

К МСФО банкиры успели привыкнуть и смириться с неизбежностью отчитываться по мировым стандартам. Но, по мнению Татьяны Парамоновой, и после перехода на международные стандарты Центробанк не оставит банкиров в покое. Новая "напасть" называется "Базель-II".

Татьяна Парамонова напомнила, что в июне 2004 года Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал текст нового Соглашения по достаточности капитала (Базель-II), которое в значительной степени меняет представление об управлении рисками в банках, процедурами надзора. Этот документ предусматривает пересмотр стандартов достаточности банковского капитала и резервов, а также устанавливает особенности процедур надзора за достаточностью капитала со стороны органов банковского надзора, кроме того, определяет требования по усилению мер, способствующих большей "прозрачности" банков.

Татьяна Парамонова сказала, что "Базель-II" будет внедряться обязательно, и подчеркнула, что на начальном этапе в рамках первого компонента соглашения "Базель-II" предполагается внедрить упрощенный стандартизованный подход, который во многом соответствует действующим рекомендациям Базельского комитета. В рамках этого подхода предполагается установление более широкого перечня возможного обеспечения кредитных требований, полноценное использование техники снижения кредитного риска. В отношении операционного риска ЦБ предполагает использовать индикативный подход, основным критерием которого является использование совокупного дохода.

Внедрение первого компонента "Базеля-II" не требует внесения изменений в действующее законодательство, Банк России в состоянии оперировать тем инструментарием, который есть на сегодняшний день. Однако этого нельзя сказать о втором компоненте, механизме, при помощи которого надзорный орган осуществляет оценку рисков кредитной организации.

По мнению экспертов ЦБ, 2009 год является наиболее реальной перспективой в отношении внедрения в России первого компонента "Базеля-II". Пока что главным препятствием является отсутствие полноценных баз данных о заемщиках, контрагентах, общая культура в банковском секторе. То, что происходило и происходит в банковской системе, с точки зрения капитализации не устраивает ни банковскую систему, ни надзорные органы. В целом кредитная система недостаточно устойчива, во многих банках имеется так называемый "дутый капитал". В этом смысле использование принципов "Базеля-2", конечно, полезно. Но, по мнению банкиров, необходимо ужесточать требования постепенно. "Мгновенная надзорная революция", когда в течение нескольких месяцев на банки обрушивались десятки новых требований, может только разрушить и без того не слишком сильную банковскую систему России и дать дополнительные козыри в руки западных конкурентов.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, в частности, считает ошибочным мнение о том, что банковскую систему можно сравнивать с отраслями промышленности, которым нужна конкуренция иностранных производителей. По его словам, те, кто высказывают такие суждения, "руководствуются чем-то иным, а не научными и практическими аргументами". Для РФ развитая банковская инфраструктура приобретает особое звучание, считает Г. Тосунян, так как "нет ни одной ведущей страны мира более или менее влиятельной, которая бы не имела собственную национальную банковскую систему". По его словам, никто не говорит о закрытии границ или недопущении иностранных банков на рынок, тем более иностранного капитала для инвестиций в экономику страны. "Иностранные банки должны быть инкорпорированы в разумных масштабах, - подчеркнул он. - Мы должны добиваться развития собственной банковской инфраструктуры".

Андрей Евпланов
Источник: Российская бизнес-газета


29/06/2021
РБС аккредитовано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимого эксперта
еще новости
Дата: 29/02/2016
Источник:
еще публикации
Фиксированные цены не изменяются в ходе исполнения контракта, либо изменяются только в оговоренных контрактом случаях. Применяются по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые услуги имеют в основном традиционный характер. Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется заказчиком и поставщиком.
Автор: Кочковой О. В.
Источник: Финансового Директор No 5 (май) 2007
еще публикации
<  Май 2024 >
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.