Деньги будут, но не по потребности
|
|
Источник: Гудок Автор: Алла Уварова
|
| |
Алла Уварова, заместитель генерального директора АКГ «Развитие Бизнес-систем»
Правительство утвердило инвестпрограмму ОАО «РЖД» на 2009 год в полном объёме. Несмотря на начало системного кризиса в экономике, принято позитивное решение по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры. Решение дальновидное и стратегически оправданное, направленное на создание условий для будущего экономического подъёма.
Однако по-прежнему проблематичным остаётся вопрос финансирования капиталоёмких проектов, рассчитанных на длительные сроки реализации. А средств потребуется немало.
Например, для транспортных объектов в Сочи, строительство которых является ключевым компонентом программы подготовки к Олимпиаде 2014 года.
Сложные геологические условия, применение инновационных технологий, обеспечение транспортной безопасности и т.д. не дают оснований надеяться на сравнительно умеренные затраты. Даже с учётом оптимизационных мероприятий по более компактному расположению объектов, технологичному планированию транспортно-логистических потоков, проведению мониторинга бюджетной стоимости и качества возводимых объектов. Ведь фактически речь идёт о кардинальном обновлении всей транспортной инфраструктуры региона.
Для реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» предложены различные финансовые инструменты, но далеко не все из них в условиях кризиса одинаково привлекательны. Заёмные средства сейчас дороги и предоставляются на короткий срок. Допэмиссия, которую проведёт ОАО «РЖД», конечно, позволит направить некоторый объём госсредств в уставный капитал компании, но кардинально не изменит положение с дефицитом инвествложений.
Интересным аспектом является использование инфраструктурных облигаций. Преимущество размещения инфраструктурных облигаций в сравнении с другими известными вариантами финансирования состоит в более длительном сроке их погашения. Но это совершенно новый инструмент, который не имеет опыта использования в российской практике. И в этом его минус, поскольку неизведанность любого шага в кризисных условиях и связанные с этим затраты, которые могут не окупиться, умножают и без того серьёзные риски проектов. Кроме того, механизмы применения этого инструмента финансирования не отработаны в законодательстве, например, такой важный аспект, как страхование, позволяющее снизить финансовые риски потенциальных инвесторов.