Памятники культуры в профильных активах
|
|
Источник: Бизнес- Адвокат №10 (226) Автор: Иванюк А.В. - ведущий юрист отдела корпоративного права и правовой поддержки государственных структур департамента правового консультирования ЗАО "АКГ "РБС", к.ю.н.
|
| |
Вопрос: ФГУП находится во внешнем управлении. Восстановление платежеспособности будет проводиться через мировое соглашение путем замещения активов. Часть профильных активов, обязательных к передачи во вновь создающееся ОАО, являются памятниками культуры федерального значения. Возможна ли передача активов, являющихся памятниками культуры федерального значения, в собственность создающемуся ОАО?
Ответ:
Согласно п.1 ст.115 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 24 октября 2005 г.) замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. При этом допускается проведение процедуры замещения активов и в отношении ФГУПа – должника (п.17 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» от 15 декабря 2004 г. № 29).
В результате внесения активов ФГУПа в уставный капитал ОАО последнее приобретает право собственности на такое имущество (п.3 ст.213 ГК РФ). Однако, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (п.1 ст.217 ГК РФ). Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 05 января 2006 г.; далее – Закон о приватизации) в п.1 ст.13 устанавливает способы приватизации федерального имущества, в т.ч. преобразование ФГУПа в ОАО и внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО.
Таким образом, замещение активов ФГУПа представляет собой приватизацию имущества ФГУПа, но осуществляемую в рамках процедуры банкротства.
В соответствии с п.1 ст.48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2005 г.; далее – Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в частной собственности (в т.ч. и в собственности юридического лица). Закон о приватизации допускает приватизацию объектов культурного наследия (Исключение составляют объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия, которые приватизации не подлежат (п.1. ст.50 Закона об объектах культурного наследия).). Так, п.1 ст.29 указанного закона предусматривает, что объекты культурного наследия могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены указанным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (т.н. охранное обязательство).
Однако в настоящее время приватизация объектов культурного наследия федерального значения приостановлена до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (п.2 ст.63 Закона об объектах культурного наследия). Анализ действующего законодательства РФ и судебной практики (Напр., постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. по делу № А56-50380/03, постановление ФАС Северо-Западного округа от 01 апреля 2005 г. по делу № А56-29957/04, постановление ФАС Северо-Западного округа от 07 июля 2005 г. по делу № А56-42620/04, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2003 г. по делу № А19-8901/03-16-Ф02-4580/03-С2, постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2003 г. по делу № КГ-А40/9948-03.) по применению п.2 ст.63 Закона об объектах культурного наследия позволяет сделать вывод, что приватизация приостановлена лишь в отношении тех объектов, которые не были разграничены.
Иными словами, на момент приватизации объекты культурного наследия, закрепленные за ФГУПом на праве хозяйственного ведения, должны быть разграничены и находиться в федеральной собственности. В связи с этим необходимо проверить имеются ли документы, свидетельствующие о нахождении объектов культурного наследия в федеральной собственности. Согласно п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной собственности на отдельные объекты, является реестр федеральной собственности. Внесение объекта недвижимого имущества (в т.ч. и объекта культурного наследия) в указанный реестр подтверждается выпиской из реестра федеральной собственности, которая может быть получена ФГУПом в порядке, предусмотренном п.21 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества (утв. Постановлением Правительства от 03 июля 1998 г. № 696).
При этом свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия должно быть в наличии только в том случае, если указанное право собственности возникло после вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2005 г. 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т.е. после 31 января 1998 г.). Наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации, возникшего до 31 января 1998 г., не является обязательным в силу ст.6 указанного закона. Государственная регистрация такого права проводится по желанию его обладателя.
Следует иметь в виду, что объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации были отнесены к федеральной собственности на основании п.3 раздела I приложения № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В отдельных случаях помимо наличия документов, свидетельствующих о нахождении объектов культурного наследия в федеральной собственности, суды также исследуют следующее обстоятельство: возникло ли право собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия до введения в действие Закона об объектах культурного наследия (01 июля 2002 г.) или после . Тот факт, что право федеральной собственности на указанные объекты возникло до принятия Закона об объектах культурного наследия (о чем, в частности, может свидетельствовать выписка из реестра федерального имущества, датированная числом ранее 01 июля 2002 г.), является дополнительным аргументом о неприменении п.2 ст.63 Закона об объектах культурного наследия при приватизации таких объектов.
Принимая во внимание вышеизложенное, объекты культурного наследия федерального значения, закрепленные за ФГУПом на праве хозяйственного ведения, могут быть переданы в собственность ОАО в порядке замещения активов предприятия – должника при приватизации его имущественного комплекса, но при условии наличия документов, однозначно свидетельствующих о нахождении указанных объектов в федеральной собственности.