Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 19 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Легко ли быть первыми? Особенности введения МСФО в кредитных организациях

 
Источник: Новые системы финансового учета №3, 05.09.2005
Автор: Тинкельман С.Б. - заместитель директора департамента по работе с финансовыми институтами департамента аудиторских услуг ЗАО "АКГ "РБС", Казакевич Е.С. - старший консультант отдела аудита кредитных организаций департамента аудиторских услуг ЗАО "АКГ "РБС"
Версия для печати

Уважаемые читатели! Этой публикацией в рубрике “Опыт внедрения“ мы открываем цикл статей, посвященных особенностям введения МСФО в кредитных организациях. Авторы публикаций — ведущие сотрудники Аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем“ (РБС) Светлана Тинкельмак (TinkelmanSB@rbsys.ru) и Елена Казакевич (Kazakevich@rbsys.ru), имеющие большой практический опыт в области трансформации банковской отчетности.

Как известно, централизованно применять МСФО в России первыми начали кредитные организации. В сообщении от 02.06.2003 “О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности“ Банк России установил, что все банки переходят на подготовку финансовой отчетности по международным стандартам с 1 января 2004 года и составляться она будет на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации. Одним из веских аргументов в пользу введения МСФО может служить “личный“ пример Банка России, приступившего к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО) в 2003 году.

“Принципиальный“ переход

Не будем забывать, что по состоянию на 1 января 2003 года более 200 российских банков уже готовили отчетность по международным стандартам, причем эти 200 банков контролируют более 80% активов всего банковского сектора экономики Российской Федерации. С учетом последнего обстоятельства можно утверждать, что российский банковский сектор уже практически переведен на МСФО. И что гораздо важнее, отчетность по МСФО готовится крупными банками не потому, что так предписал регулятивный орган, а в силу потребностей их бизнеса, который иначе невозможно успешно вести и развивать.

Таким образом, на первый взгляд, задача перевода облегчается — необходимо перевести на МСФО банки, контролирующие всего лишь 20% активов банковской системы. Однако их количество достаточно велико — это более 1000 банков, в основном средних и небольших, рассредоточенных на всей территории страны. Цель данного шага очевидна — повышение достоверности, прозрачности и информативности банковской отчетности для заинтересованных пользователей. Это тем более важно, что по решению Европейского сообщества в будущем году все европейские компании, ценные бумаги которых котируются на финансовых рынках, будут обязаны предоставлять отчетность по МСФО.

Стоит также помнить, что международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО, по сути. представляют собой обобщенную практику учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучета. Поэтому основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).

Как известно, международные стандарты широко используются сегодня во всем мире. Можно выделить несколько уровней их применения:

  • использование МСФО в качестве национальных стандартов;
  • национальные организации по разработке стандартов финансовой отчетности применяют МСФО как ориентир для разработки собственных стандартов (большинство развитых стран и постоянно растущее число развивающихся стран и стран с переходной экономикой).

Фондовые биржи и регулирующие органы, обязывающие или разрешающие компаниям предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (среди них практически все ведущие биржи в мире — Нью-йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Лондонская, Токийская и Франкфуртская биржи — всего около 70 фондовых бирж из 50 стран мира). Примерно в половине случаев основной причиной применения МСФО называется необходимость привлечения финансирования на международных рынках капитала;

  • наднациональные организации, например Европейский союз, который заявил о введении МСФО с 2005 года для компаний, котирующихся на международных фондовых рынках; некоторые организации используют МСФО при составлении своей отчетности (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный олимпийский комитет, ОЭСР, Мировой банк); сами компании (по информации КМФСО, в настоящее время их уже около тысячи) предоставляют финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, что подтверждено аудиторским заключением. Среди них такие гиганты, как Microsoft, Nestle, Allianz, ENI. Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank, Olivetti, Roche, Fiat, Volkswagen, Lufthansa, Adidas и т.д.

Из повой финансовой отчетности заинтересованные пользователи увидят деятельность банка в ином свете, нежели ее показывает отчетность, составленная в соответствии с российскими принципами бухгалтерского учета.

Вот некоторые преимущества МСФО:

  • более широко представлена информация о деятельности банка, что позволяет подготовленным пользователям получить более точную картину положения дел в банке;
  • при учете используются принципы существенности и преобладания экономической сущности над юридической формой;
  • учет финансовых инструментов производится по так называемой справедливой стоимости, то есть по их рыночной стоимости на отчетную дату;
  • все показатели отчетности представлены с учетом влияния эффекта инфляции;
  • используется принцип консолидации, то есть к отчетности банка присоединяется отчетность дочерних, зависимых и специальных компаний.

Аудитору банка — отдельный аттестат

Польза нововведения очевидна, однако есть и трудности по внедрению этого новшества в российских банках. Одна из главных проблем внедрения МСФО в России — недостаток квалифицированных банковских и аудиторских кадров, способных составить и подтвердить отчетность банков в соответствии с МСФО.

Таким специалистам необходимо знать как российскую систему бухгалтерского учета (РСБУ), так и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Для представления отчета любого российского банка в соответствии с МСФО возникает необходимость провести тщательный анализ политики и деятельности кредитного учреждения, что требует больших затрат материальных и временных ресурсов.

Созданию законодательной базы и подготовке квалифицированных кадров для внедрения МСФО немало способствовал проект TACIS “Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе под эгидой ЕС. Партнером в реализации проекта стал Банк России, а его исполнителем — ЗАО -ПрайсвотерхаусКуперс“. Подготовлены и апробированы в “пилотных“ банках соответствующие нормативные документы: Банк России разработал и согласовал с Комитетом по международным стандартам 16 инструкций по внедрению МСФО, которые направлены в Минюст на регистрацию. Завершена программа по обучению новым принципам составления отчетности более тысячи руководителей банков.

Но одного проекта для решения этой масштабной проблемы недостаточно. Необходимо как можно быстрее создать механизм обучения и сертификации персонала кредитных организаций при работе в новых условиях. Сегодня дефицит кадров приводит к повышению затрат банков на оплату труда специалистов, имеющих соответствующую подготовку.

Однако, если трансформировать финансовую отчетность банк может попробовать силами своих специалистов, то уж подтверждать отчетность необходимо силами внешних независимых аудиторов. И здесь Банк России, по мнению многих, создает неравноценные условия для конкуренции и возможность возникновения неоправданно завышенных зат рат для банков. В соответствии с требованиями, содержащимися в Приложении 5 к Письму от 25.12.2003 №181-Т “О методических рекомендациях “0 порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности“, аудит надлежит проводить организациям, имеющим не менее четырех специалистов, обладающих дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций. Таковыми в большинстве своем являются не российские, а западные компании. У последних, кроме того, есть сильный козырь — они давно и хорошо знакомы с принципами МСФО. Следует обратить внимание, что в условиях применения МСФО аудитору необходимо подтвердить не просто цифры, а правильность профессионального суждения, которое привело к их формированию. Это тоже тонкий и очень субъективный вопрос. Естественно, что услуги этих аудиторов будут цениться совершенно не так, как услуги наших аудиторских фирм.

Тревога российских аудиторов оказаться оттесненными на второй план не лишена оснований, поскольку сейчас в мире выдаются дипломы двух международных организаций: АССА (The Association of Chartered certified Accountants) и СРА (Certified Public Accountant), выдаваемый институтом дипломированных общественных бухгалтеров. Диплом СРА можно получить, только сдав экзамены в США. Экзамены для получения профессиональной квалификации АССА можно сдать (на английском языке) в двух российских городах — Москве и Санкт-Петербурге.

Есть надежда, что аудиторская кадровая проблема решится окончательно с введением национальной квалификации аудитора по МСФО. В Министерстве финансов уже разработан “Примерный план работы по введению квалификационного аттестата аудитора в области аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО“.

Привычка свыше нам дана…

Рассмотрим, с какими же трудностями сталкиваются отечественные специалисты, привыкшие к требованиям и особенностям российской системы бухгалтерского учета И впервые составляющие отчетность в соответствии с требованиями МСФО.

На первый план выходит проблема перестройки учетного менталитета. Российская финансовая отчетность, отражающая сложившуюся систему бухгалтерского учета, основывается на значительном количестве конкретных правил. Европейская же система бухгалтерского учета ориентирована на принципы и международные стандарты финансовой отчетности. Это важнейшее отличие — ориентация на принципы, а не на правила — отражает, на взгляд авторов, основную тенденцию современного подхода в данной области, т.е. экономическая суть превалирует над юридической формой.

Так, в МСФО широко используется понятие справедливой стоимости и профессионального (мотивированного) суждения бухгалтера или аудитора. Для российского менталитета это совершенно нехарактерно. Возникает необходимость изменения привычных учетных процедур и методик, понятия классификации хозяйственных средств и обязательств, порядка признания объектов учета, отношения к первичному документу. Соответственно потребуется массовая переоценка всего имущества банка, перестройка учетной системы, серьезная подготовка всех специалистов кредитной организации, формирующих специальное профессиональное суждение по тому или иному вопросу. Это очень длительный, дорогостоящий и мучительный процесс, причем нужно учесть, что в этот период потребуется вести на прежнем уровне учет в соответствии с требованиями российского учетного и налогового законодательства. Таким образом, банки в очередной раз должны прибавить к уже имеющимся учетной политике по российским стандартам, налоговому учету еще и полноценный учетный процесс по международным стандартам финансовой отчетности.

В то же время эти принципы, провозглашающие мотивированное суждение, открывают для наших соотечественников новые возможности, ибо изначально заложенная в них концепция объективности финансовой отчетности превращается в свою противоположность.

Такие стандарты дадут еще больший простор для всяких манипуляций, искажений, творчества и откровенного жульничества. Отсутствие привычного прописанного алгоритма действий дает возможность оформить одну и ту же операцию несколькими способами. Вполне понятно, что банк выберет самый выгодный вариант оформления сделки.

Кто же победит, когда профессиональное суждение бухгалтера столкнется с профессиональным суждением специалиста Банка России или налогового инспектора?

Своя программа ближе к телу

В нашу эпоху технологической революции нельзя обойти стороной и вопрос автоматизации процесса трансформации. Здесь ситуация представляется не менее сложной. Это проблема как никакая другая связана со спецификой каждого конкретного банка. Разрыв между банками в плане программного обеспечения сравним с рейтинговой оценкой кредитных учреждений. И это естественным образом сказывается на отношении каждого конкретного банка к задачам обновления или модернизации своего программного обеспечения, а в конечном итоге — на степени влияния этого фактора на доходность банка. При подготовке отчетности по МСФО кредитным учреждениям придется модернизировать или заменить свои информационные системы, что, несомненно, повысит спрос и затраты на системы автоматизации.

Банки в очередной раз встанут перед проблемой выбора между отечественными и зарубежными АБС. Будет вполне естественным, если программные продукты, предлагаемые западными разработчиками, окажутся наиболее подходящими и совместимыми с принципами МСФО как появившиеся на одной, уже отработанной методологической основе. Но, к сожалению, в отечественной практике очень мало примеров удачной адаптации западных систем на российской почве.

Главная причина, на наш взгляд, состоит в том, что в России и рынок, и законотворчество находятся в постоянном движении, а западные программные продукты сориентированы на стабильную законодательную базу, неизменный режим расчетов. Они недостаточно маневренны для России, хотя, конечно же, обладают большей функциональностью, позволяют реализовать банковские продукты, которые пока отсутствуют на нашем рынке.

В то же время, кроме хороших адаптационных возможностей, отечественные разработчики банковских систем предлагают уже опробованные на “пилотных“ российских банках программные продукты подготовки отчетности по международным стандартам.

Говоря о программных продуктах подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами, нельзя обойти вниманием создание подобного обеспечения дуэтом компаний — крупной аудиторской компанией “ФБК“ и одним из ведущих отечественных разработчиков банковских автоматизированных систем — компанией “Диасофт“. Данное программное обеспечение было сделано весьма своевременно — именно в тот момент, когда банки пребывали в полной растерянности перед составлением финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Недостатком данной программы, на наш взгляд, является разработка ее на базе Microsoft Excel и отсутствие связи с банковской автоматизированной системой кредитной организации, что значительно повышает роль человеческого фактора при составлении финансовой отчетности.

Еще одним немаловажным доводом в пользу отечественных систем служит их относительная дешевизна по сравнению с западными аналогами. Среднее внедрение отечественной АБС, по оценке консалтинговой компании “СПЛАН», стоит от 50 000 до 100 000 долл., тогда как зарубежного аналога — на порядок дороже.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.