Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Среда, 24 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Учредитель решил помочь

 
Источник: Учет, налоги, право № 24, 28.06.05
Автор: Пушкин И.С. - юрист ЗАО "АКГ "РБС"
Версия для печати

Безвозмездная финансовая помощь организации от ее учредителей встречается не так уж редко. Подобный случай предусмотрен даже в Налоговом кодексе. Но такая операция может повлечь за собой ряд проблем. Ведь иногда она противоречит гражданскому законодательству.

Организация, подсчитывая налог на прибыль, может не учитывать в налогооблагаемых доходах имущество, полученное безвозмездно от учредителя или участника (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Правда, при выполнении ряда условий. Учредитель должен иметь более 50 процентов в доле (вкладе) уставного (складочного) капитала (фонда) налогоплательщика, который получает имущество. Также организация, которая получила имущество, не должна передавать его другим лицам в течение года. Не подпадет под освобождение и передача имущественных прав. Ведь такие права для налоговых отношений имуществом не признаются (ст. 38 НК РФ).

ГК подкрался незаметно

Казалось бы, все просто: если учредитель передает имущество, налог платить не надо. Если бы не одно но. С точки зрения гражданского законодательства безвозмездная передача имущества является дарением. Ведь под ним статья 572 ГК РФ понимает сделку, по которой одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность. Признается дарением и передача имущественного права к самому дарителю или третьему лицу либо освобождение от имущественной обязанности.

Финансовая помощь от учредителя представляет собой именно безвозмездную передачу вещи (имущественных прав). А значит, такая финансовая помощь будет дарением. Причем независимо от того, как ее назовут в документах, а также от вида передаваемого имущества (в том числе если переданы имущественные права).

Дальше — хуже. Дело в том, что в некоторых случаях ГК РФ запрещает дарение. В частности, такой запрет распространяется на коммерческие организации (п. 4 ст. 575 ГК РФ). Исключение составляют лишь обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ (на сегодня это 500 рублей).

Значит, когда помощь коммерческой организации оказал учредитель, который тоже является коммерческой организацией, то возникает сделка, нарушающая ГК РФ. А такая сделка является недействительной (ст. 168 ГК РФ). Причем она будет таковой даже независимо от признания этого факта судом.

Кстати…

Отметим, что аналогичная ситуация складывается и при безвозмездной передаче имущества от организации своему учредителю, доля (вклад) которого в уставном (складочном) капитале передающей стороны не менее чем 50 процентов. Такой вариант также прописан в подпункте 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Придется вернуть

Что же недействительность сделки сулит сторонам? С точки зрения ГК РФ такая сделка не влечет за собой никаких юридических последствий с самого момента заключения. В нашем случае это значит, что к одаряемому не переходит право собственности на вещь. И эту вещь положено вернуть дарителю (ст. 167 ГК РФ). Если же учредитель безвозмездно оказал организации услуги, то вернуть придется стоимость этих услуг.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки (то есть возвратить все полученное) может предъявить любое заинтересованное лицо (п. 2 ст. 166 ГК РФ). И сделать это можно в течение десяти лет (п. 1 ст. 181 ГК РФ). Отметим, что в эту норму планируется внести изменения и сократить этот срок до трех лет.

Сразу скажем, что налоговые органы такими лицами не являются. Ведь их можно признать заинтересованными только если в результате заключения ничтожной сделки пострадал бюджет. А в данном случае бюджет не страдает (подробнее об этом мы расскажем ниже). Подавать же иск с требованием применить последствия ничтожности просто так для обеспечения “юридической чистоты“ отношений между организациями налоговики не вправе (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.04.03 по делу №А66–7393–02, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.06.03 по делу №КА-А41/4603–03, от 14.01.02 по делу №КА-А40/8052–01).

Если же ничтожность сделки обнаружит суд (например, при рассмотрении налогового спора), он может применить последствия и по собственной инициативе.

Недействительные налоги

Теперь давайте посмотрим, возрастут ли налоговые обязательства при применении последствия недействительной сделки при возврате имущества учредителю.

На налог на прибыль это не повлияет. У учредителя не возникает дохода (экономической выгоды). Ситуация аналогична возврату беспроцентного займа. Соответственно у организации, вернувшей имущество, расходы тоже не увеличиваются.

При передаче имущества (за исключением денежных средств) по договору дарения возникает НДС (ст. 146 НК РФ). Соответственно при применении последствий недействительности сделки налог можно вернуть из бюджета. Ведь такая сделка недействительна с самого начала, а значит, не было перехода права собственности. Как следствие не возникал и объект по НДС*.

В данном случае наполнение бюджета от недействительности сделки не зависит. Поэтому налоговики не могут обратиться в арбитражный суд.

Еще один момент. Если какая-либо сделка ничтожна, налоговики иногда пытаются доказать, что на нее не распространяются положения НК РФ о том, что такое имущество освобождается от налога у получателя. Проще говоря, инспекторы требуют включить полученное имущество в доход на дату получения. Но, как мы уже говорили, недействительная сделка не влечет за собой никаких последствий. А значит, не может она повлечь и возникновение дохода.

Кроме того, арбитражные суды неоднократно указывали, что признание сделки недействительной само по себе не может менять налоговые отношения (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 17.04.03 по делу №А66–7393–02 и Московского от 09.07.03 по делу №КА-А41/4603–03 округов). Следовательно, если принимающая дар сторона отвечает критериям подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ, дохода по данной сделке не возникнет даже если сделка недействительна.

Ограниченным повезло

Надо заметить, что из общего правила о запрещении дарения между коммерческими организациями есть исключение. Так, согласно статье 27 Федерального закона от 08.02.98 №14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью», участники общества обязаны по решению общего собрания вносить вклады в имущество общества. Запрета на такие действия между коммерческими организациями нет. Так что эта норма представляет собой исключение из общего правила, установленного пунктом 4 статьи 575 ГК РФ.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.