Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 29 марта
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Инвестиции в МСФО

 
Источник: Босс №10(80), 05.11.2004
Автор: Тинкельман С.Б. - руководитель отдела аудита финансовых институтов департамента аудиторских услуг ЗАО "АКГ "РБС", Зонтова А.Б. - ведущий аудитор отдела аудита финансовых институтов департамента аудиторских услуг ЗАО "АКГ "РБС"
Версия для печати

Впервые о переходе отечественных кредитных организаций на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) речь зашла в 2000 году. В официальном сообщении Банка России от 2 июня 2003года всем кредитным организациям предлагалось перейти на МСФО с 1 января 2004 года, основываясь на российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации. При этом обязанности кредитных организаций по бухгалтерской отчетности, составленной по принятым у нас стандартам, сохраняются до 1 января 2006 года.

Как правило, внедрение чего-либо нового выявляет объективные проблемы. Авторы статьи сделали попытку сформулировать, на их взгляд, основные организационные проблемы, с которыми придется в той или иной степени столкнуться российским банкам на переходном этапе формирования финансовой отчетности по международным стандартам.

МСФО — это система общепринятых принципов бухгалтерского учета, что делает отчетность, сформированную с применением МСФО, понятной и доступной как отечественным пользователям, так и иностранным. В качестве обязательного условия для работы иностранных компаний на национальной бирже финансовая отчетность по МСФО применяется в Бангладеш, Чехии, Эстонии. В странах Евросоюза, в Австралии, Египте и Украине — как не обязательное, но желательное условие. В Нидерландах зарубежные компании должны следовать МСФО или US GAAP (еще одна международная система бухгалтерского учета) без проведения сверки по GAAP Нидерландов, а национальные предприятия — на тех же условиях, но со сверкой.

В то же время в ряде стран финансовая отчетность всех зарегистрированных организаций представляется только на основе национальных стандартов. Такая практика существует, например, в Бразилии, Иране и Казахстане. А в Чили иностранные компании обязаны готовить отчетность по своим национальным правилам с последующей выверкой по чилийским GAAP.

Отчитываться по МСФО могут как частные фирмы, так и государственные, как отдельные предприятия, так и холдинги (консолидированная отчетность по МСФО). Некоторые стандарты имеют ограничения по применению к конкретным экономическим субъектам, операциям и не предназначены для применения в отношении несущественных статей.

В настоящий момент качественную отчетность составляет ограниченный круг кредитных организаций, ориентированных в первую очередь на зарубежных инвесторов.

Введение МСФО в российских банках преследует несколько целей. Во-первых, сделать отчетность более информативной, что важно для принятия управленческих решений внутренними пользователями отчетности. Во-вторых, позволит напрямую использовать мировой опыт в области анализа и менеджмента в наших кредитных учреждениях. В третьих, это должно улучшить их имидж и повысить уровень доверия потенциальных инвесторов.

МСФО и банки

Первыми переходить на МСФО будут кредитные организации. В конце прошлого года Банк России издал методические рекомендации “О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности“ (№ 181-Т).

Финансовая отчетность, сформированная по национальным правилам, при ее трансформации в финансовую отчетность по МСФО требует изменения учетных данных по базовым правилам, закрепленным в разделе “Принципы подготовки и представления финансовой отчетности“.

В соответствии с методическими рекомендациями банки представляют неконсолидированную финансовую отчетность за отчетный период, начинающийся 1 января 2004 года и заканчивающийся 30 сентября 2004 года, в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, до 30 ноября текущего года.

Консолидированная и неконсолидированная финансовая отчетность, составленная кредитными организациями в соответствии с Методическими рекомендациями за отчетный год, начинающийся 1 января 2004 года и заканчивающийся 31 декабря 2004 года, должна быть подтверждена аудиторской организацией и представлена в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, до 1 октября 2005 года.

При переходе банков на МСФО необходимо решить множество вопросов технического плана (о чем речь пойдет дальше). Однако существуют проблемы и иного плана. Например, недостаточная заинтересованность внешних пользователей в отчетности, составленной по МСФО. И здесь следует еще раз напомнить, что любая финансовая отчетность используется в первую очередь для принятия управленческих решений. Поэтому основной задачей является также внедрение новых подходов и методов в управлении кредитными организациями на основе данных, полученных при трансформации отчетности с помощью МСФО.

Дефицит квалифицированных кадров

Самое важное условие для успешного проведения трансформации — соответствующая квалификация специалистов. Им необходимо знать как российскую систему бухгалтерского учета (РСБУ), так и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Для представления отчета любого российского банка в соответствии с МСФО надо провести тщательный анализ политики и деятельности кредитного учреждения.

Специалистов, которые могут подготовить финансовую отчетность в соответствии с МСФО, и аудиторов, способных подтвердить и заверить данный отчет, очень мало, и это одна из проблем перехода на составления финансовой отчетности по МСФО. Дефицит кадров, в свою очередь, приводит к повышению затрат банков на оплату труда персонала, имеющего нужную подготовку. Пока еще в России нет механизма обучения и сертификации таких специалистов. Его формирование, на наш взгляд, является первоочередной задачей.

Высокие затраты и методологическая зависимость служит ограничивающими факторами и при использовании услуг внешних консультантов и аудиторов. Если банк как бы то ни было сумеет трансформировать финансовую отчетность силами своих сотрудников, то уж подтверждать ее, безусловно, должны внешние, независимые аудиторы. Тем не менее Банк России создает неравноценные условия для конкуренции, что опять же приводит к неоправданно завышенным затратам банков. В соответствии с требованиями, содержащимися в приложении 5 к письму от 25 декабря 2003 года № 181-Т “О методических рекомендациях “О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности““, процедуру аудита рекомендуется доверять организациям, имеющим не менее четырех специалистов, обладающих дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций. В России таких компаний не более двадцати, но даже им непросто будет конкурировать с зарубежными аудиторами, которые с университетской скамьи работают по МСФО. А учитывая тот факт, что в результате проверки по МСФО аудитору необходимо подтверждать не просто цифры, но также и правильность профессионального суждения, приведшего к их формированию, добавочная стоимость аудита у зарубежных компаний априори будет выше в разы.

Перестройка учетного менталитета

Руководителям бухгалтерских служб кредитных учреждений прежде всего надо готовить своих сотрудников к переменам в учетном менталитете, так как им придется столкнуться с принципиально иной трактовкой привычных базовых экономических понятий и категорий.

Российская финансовая отчетность, отражающая сложившуюся систему бухгалтерского учета, основывается на значительном количестве конкретных правил. Европейская же ориентирована на принципы и международные стандарты финансовой отчетности. Это важнейшее отличие — ориентация на принципы, а не на правила — отражает, на взгляд авторов, основную тенденцию современного подхода в данной области: суть превалирует над формой.

Так, в МСФО широко используется понятие “справедливая стоимость“ и “профессиональное (мотивированное) суждение бухгалтера или аудитора“, что для нашего менталитета совершенно нехарактерно. Возникает необходимость изменения привычных учетных процедур и методик, классификации хозяйственных средств и обязательств, порядка признания о бъектов учета, отношения к первичному документу. Соответственно потребуется массовая переоценка имущества банка, перестройка учетной системы, серьезная переподготовка всех специалистов кредитной организации, формирующих специальное профессиональное суждение по тому или иному вопросу. Это очень длительный, дорогостоящий и сложный процесс. Причем нужно учесть, что в этот период потребуется вести на прежнем уровне учет в соответствии с требованиями российского учетного и налогового законодательства. Таким образом, банки в очередной раз должны прибавить к уже имеющимся учетной политике по российским стандартам, налоговому учету еще и полноценный учетный процесс по международным стандартам финансовой отчетности.

Какие возможности эти принципы, провозглашающие мотивированное суждение, открывают для российского менталитета? Изначально заложенная в них концепция объективности финансовой отчетности превращается в свою противоположность. МСФО предоставляют еще больший простор для всякого рода манипуляций, искажений, творчества и откровенного жульничества. Отсутствие привычного прописанного алгоритма действий дает возможность оформить одну и ту же операцию несколькими способами. Вполне понятно, что банк выберет наиболее выгодный для себя вариант оформления сделки.

И самый главный вопрос, который волнует, думается, многих руководителей: кто победит в споре, если профессиональное суждение бухгалтера компании не совпадает с профессиональным суждением специалиста Банка России или налогового инспектора?

Недостатки системы сбора информации

Проблема сбора информации является наиболее сложной. Связано это с тем, что МСФО прежде всего инструмент формирования отчетности. Кредитной организации предстоит вести параллельный учет и составлять финансовую отчетность по российским стандартам, а затем, используя метод трансформации, и по МСФО. Здесь возникает проблема использования программных продуктов, не позволяющих создать эффективную систему сбора информации и автоматически трансформировать российскую отчетность в международную.

Организация параллельного учета сопряжена также с рядом сложностей, а именно:

  • внедрение МСФО предполагает разработку учетной политики, внутренних регламентов;
  • методология параллельного учета требует дополнительных затрат времени, квалифицированных специалистов, обладающих знаниями стандартов и программных продуктов;
  • необходимо проведение большого количества операций, которые невозможно автоматизировать;
  • возникают сложности при организации контроля данных российской отчетности и отчетности по МСФО.

Согласно методическим рекомендациям Банка России, финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, включает в себя:

  • баланс на отчетную дату;
  • за отчетный период — отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств, об изменениях собственных средств (капитала);
  • примечания к финансовой отчетности, в том числе принципы учетной политики по составлению финансовой отчетности.

Для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО кредитной организацией должен быть утвержден регламент, содержащий:

  • порядок подготовки, утверждения финансовой отчетности в соответствии с МСФО, включая ведомости перегруппировки и корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
  • задокументированные профессиональные суждения (профессиональные мнения ответственных лиц кредитной организации, сформированные на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках данного банка в соответствии с требованиями МСФО);
  • порядок хранения указанной документации в течение сроков, установленных для российской отчетности законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.

Регламент предусматривает:

  • ответственные лица кредитной организации, которым руководитель предоставляет право формировать профессиональные суждения по каждому из направлений деятельности банка и осуществлять основанные на них корректировки к российской бухгалтерской отчетности;
  • должностные лица из числа руководителей кредитной организации, обязанные проводить проверку объективности сформированных профессиональных суждений и выполненных на основе этих суждений корректировок к российской бухгалтерской отчетности;
  • подразделение, ответственное за обобщение всех корректировок к российской бухгалтерской отчетности, полученных от соответствующих подразделений, а также должностных лиц кредитной организации, осуществляющих проверку правильности обобщения всех корректировок к российской бухгалтерской отчетности для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
  • порядок оформления, визирования, утверждения, подписания, хранения документации, включая ведомости перегруппировки, профессиональных суждений и основанных на них корректировок к российской бухгалтерской отчетности, а также других корректировок, входящих в финансовую отчетность банка в соответствии с МСФО;
  • подписание финансовой отчетности кредитных организаций руководителем и главным бухгалтером, согласно законодательству Российской Федерации, в том числе нормативным актам Банка России, несущим ответственность за достоверность финансовой отчетности.

Отсутствие качественного перевода

Официального перевода международных стандартов финансовой отчетности на русский язык пока нет, а оригинальный текст доступен немногим. Связано это не только с недостаточным уровнем знания английского языка, но и со специфической терминалогией зарубежного учета, часто не имеющей аналогов в русском языке. К тому же некоторые концепции МСФО нетипичны для российского делового сообщества. Качественный перевод МСФО на русский язык видится нам, авторам, в числе первостепенных задач в данной области. Редактированием перевода занимается экспертная группа, сформированная по просьбе лондонского комитета “Евразия“ МРФБА (Международная региональная федерация бухгалтеров и аудиторов стран СНГ) в сентябре 2000 года. Однако этой работе мешают постоянные дополнения и изменения действующих оригинальных стандартов.

Уровень технологичности

Данная проблема как никакая другая связана со спецификой каждого конкретного банка. Разрыв между банками в плане программного обеспечения сравним с рейтинговой оценкой кредитных учреждений. Что, естественно сказывается и на отношении к задачам обновления или модернизации программного обеспечения, а в конечном счете — на степени влияния этого фактора на доходность банка. При подготовке отчетности по МСФО кредитным учреждениям придется модернизировать или заменить свои информационные системы, в результате чего, несомненно, повысится спрос и затраты на системы автоматизации.

Перед банками в очередной раз встанет проблема выбора между отечественными и зарубежными АБС. Выглядит естественным, если программные продукты, предлагаемые западными компаниями, будут наиболее подходящими и совместимыми с принципами МСФО, как появившимися на одной, уже отработанной методологической основе. Но, к сожалению, в отечественной практике очень мало примеров удачной адаптации западных систем.

Главная причина, на наш взгляд, состоит в том, что у нас и рынок, и законотворчество находятся в постоянном движении, а зарубежные программные продукты ориентированы на стабильную законодательную базу, неизменный режим расчетов. Они недостаточно маневренны для России, хотя, конечно же, обладают большей функциональностью, позволяют реализовать банковские продукты, которые пока отсутствуют на нашем рынке.

В то же время отечественные специалисты предлагают уже отработанные на пилотных российских банках программные продукты подготовки отчетности по международным стандартам. Немаловажным доводом в пользу отечественных систем служит их относительн ая д ешев изна . Внедрение российской АБС, по оценке консалтинговой компании “СПЛАН», в среднем стоит от $50 тыс. до $100 тыс., тогда как зарубежного аналога — на порядок дороже.

Интерес внешних пользователей

Активными внешними пользователями отчетности банков являются контролирующие органы в лице Банка России и МНС РФ, а также инвесторы и вкладчики.

Банк России, как инициатор и разработчик проекта внедрения принципов международной финансовой отчетности в кредитных учреждениях, возлагает на него надежды в плане повышения качества менеджмента, прозрачности отчетности, привлечения западных инвесторов.

Налоговые органы пока не проявили интереса к составлению финансовой отчетности по международным стандартам.

Инвесторы и вкладчики должны знать принципы, основы МСФО для понимания отчетности. Но стандарты МСФО сложны тем, что учет по ним не столь однозначен, как по нашим. Согласно стандартам российского бухгалтерского учета, возможность для маневра содержится лишь в неправильной интерпретации той или иной операции, когда ее хотят выдать за какую-то иную, которая бы лучше соответствовала требованиям Банка России. Международные же стандарты не предполагают такой зарегулированности учета операций, давая менеджерам большую свободу с точки зрения более выгодной презентации финансовых результатов деятельности их банка.

В России до 2003 года отчетность по международным стандартам готовили более 120 кредитных организаций (причем многие по стандартам GAAP). В основном это крупные банки с иностранным участием, а также банки, чьи акции и ценные бумаги котируются на международных фондовых рынках. Они выполняют перекладку своей отчетности для западных инвесторов и пользователей. Их затраты на трансформацию отчетности экономически оправданы и служат для получения в дальнейшем заслуженных доходов.

Однако средним и небольшим банкам переход на международную систему отчетности не принесет заметных экономических дивидендов. Их руководители и пользователи отчетности данной группы кредитных организаций не ощутят особых преимуществ. Эти банки испытывают недостаток финансовых ресурсов для привлечения квалифицированных профессиональных консультантов, а бухгалтерия по-прежнему сосредоточена на выполнении строгих требований налоговых органов.

Налоговые же органы, в свою очередь, пока не проявили интереса к составлению финансовой отчетности по международным стандартам.

Думается, переход кредитных организаций на МСФО лучше всего воспринимать как инвестиционный проект. Все затраты, связанные с внедрением МСФО, в обозримом будущем должны соответствовать выгодам.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.