Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 19 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Основные риски при разработке российского арктического шельфа

 
Источник: Технологии ТЭК №4(17), август 2004
Автор: Казаковцев Д.В. - бизнес-директор ЗАО "АКГ "РБС"
Версия для печати

Освоение месторождений российского арктического шельфа характеризуется высокой степенью риска. Поэтому анализ основных рисков с последующей разработкой мероприятий по их снижению является одной из ключевых проблем нефтегазовой отрасли при разработке арктических месторождений.

Реализация нефтегазовых проектов всегда связана с рисками, влияющими на их экономическую эффективность. Рисками являются неопределенность рыночной цены нефти и газа, ошибки в оценке характеристик запасов и себестоимости добычи, вероятные события политического и экономического характера, причинение ущерба окружающей среде и другие. Ниже приведен обзор наиболее значимых факторов риска применительно к российскому арктическому шельфу.

Денежные потоки

При оценке нефтегазовых проектов рассматриваются показатели их экономической эффективности (внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход и т.д.), обычно в перспективе от трех до семи лет. Чем короче срок проекта — тем меньше неопределенность. В настоящее время большинство исследований в этой области указывают на то, что для массированной разработки нефтегазовых запасов арктического шельфа нужны инвестиции, исчисляемые десятками миллиардов долларов. При этом сроки возврата инвестиций могут растянуться на десятилетия.

Доказанные запасы нефти и газа, оценка извлекаемых запасов

Запасы определяют будущие денежные потоки и современную стоимость нефтегазовых активов. В результате проведенных геологоразведочных работ в акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей открыто полтора десятка месторождений с суммарными запасами нефти и газа порядка 9 млрд. т нефтяного эквивалента. В частности, оценка запасов Штокмановского, Ленинградского и Русановского месторождений превышает 10 трл. куб. м газа. Согласно экспертной количественной оценке, начальные извлекаемые запасы в этом регионе исчисляются десятками млрд. т нефтяного эквивалента.

Текущая добыча и зависимость, описывающая снижение продуктивности разрабатываемых запасов во времени

О начале широкомасштабной добычи нефти и газа на арктическом шельфе России говорить еще рано. Если проводить аналогию с Северным морем, то добыча в его акватории была начата в 1970 году и, согласно оценкам некоторых экспертов, ее снижение начнется в ближайшие годы, то есть по прошествии более чем тридцати лет. Запасы углеводородов на российском арктическом шельфе значительно больше североморских.

Площадь неразработанной территории

Большая площадь территории не увеличивает привлекательность проекта, если ее нельзя связать с увеличением запасов нефти и газа. Однако наличие перспективных площадей может послужить дополнительным аргументом при принятии решения об участии в проекте.

Общая геологическая изученность российского арктического шельфа намного уступает другим регионам, таким как Северное море, Мексиканский залив, шельф Западной Африки и другие. Тем не менее, три крупных района — Центрально-Баренцевский, Южно-Карский газоконденсатные и Печорский нефтегазоконденсатный характеризуются хорошими перспективами открытия новых месторождений.

Удельные затраты на освоение запасов и добычу

Процесс освоения нефтегазовых месторождений арктического шельфа дорогой и трудоемкий. Так например, освоение Штокмановского месторождения осложнено большой удаленностью от материка (почти 600 км от Кольского полуострова), значительными глубинами моря (300–320 м), высокими приливами, частыми штормами, дрейфующими льдами, отрицательными придонными температурами, геологическими факторами. Стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения оценивается в 30 млрд. долл.

Климатические условия Арктики суровы, и обусловливают необходимость сокращения времени пребывания обслуживающего персонала на платформах, а также автоматизации процесса нефтегазодобычи. Все это требует новых и дорогостоящих организационно-технологических решений.

Одними из самых высоких в мире являются затраты на освоение и добычу углеводородов в акватории Северного моря, достигающие соответственно 12 и 13 долл. США на баррель. Затраты на российском арктическом шельфе будут во всяком случае не меньше. В 1998 г., когда мировая цена нефти упала до 10 долл. за баррель компании, добывавшие нефть и газ в Северном море переживали не лучшие времена. Хотя сегодня мировая цена нефти держится на высоком уровне, никто не застрахован от ее продолжительного снижения в будущем.

Маршрут и затраты на транспортировку нефти и газа

Когда речь идет об арктическом шельфе, естественно встает вопрос о доставке нефти и газа до материка и далее к потребителю. Строительство протяженных трубопроводов от скважин до материка будет дорогостоящим и целесообразно только для крупных месторождений. Свое негативное влияние окажет и сезонность работ. Ограниченность транспортных возможностей в любом случае снижает привлекательность нефтегазового проекта.

Политико-экономическая ситуация

Политико-экономическая стабильность повышает привлекательность нефтегазовых проектов. Возможность изменения правительством условий (а это обычно делается в худшую сторону, например, увеличение налогов) имеет негативное влияние. Многие западные менеджеры считают, что с учетом политико-экономических рисков в России при расчете денежных потоков надо использовать коэффициент дисконтирования не менее 25%, а в отдельных случаях — до 35%.

Следует также обратить внимание на высказывание некоторых руководителей западных нефтегазовых компаний, сделанных ими на Российско-американском саммите в Хьюстоне осенью 2002 г. В частности, руководитель ConocoPhilips А. Дунхам подчеркнул готовность этой компании к активизации работы в России, но только в случае установления неизменных и целесообразных налоговых и нормативно-правовых условий. Аналогичного мнения придерживается П. Робертсон, вице-президент ChevronTexaco, интересы которой как раз связаны с реализацией проектов на Сахалине и арктическом шельфе России. Кстати, в начале 1990-х гг. Conoco уже предпринимала попытку поучаствовать в консорциуме по разработке Штокмановского месторождения, однако неудачно.

Геополитическая ситуация

В свое время декретом Советского правительства были установлены владения страны в Арктике — сектор между Кольским полуостровом, Чукоткой и Северным полюсом. Сформировавшаяся после распада СССР неопределенность статуса территорий привела к неопределенности статуса месторождений нефти и газа к северу от арктического побережья России. Германия и Япония уже заявили о необходимости применения к Северному Ледовитому океану принципов конвенции по морскому праву, в том числе на разработку природных ресурсов Арктики. Норвегия, Финляндия и Япония предпринимают попытки интернационализировать Северный морской путь.

Спорным остается и вопрос о разграничении сфер влияния в Арктике между Россией и США. Противоречия между заключенным 1 июня 1990 г. в Вашингтоне между СССР и США соглашением о линии разграничения морских пространств (проходящей через Берингов пролив, Чукотское море и Северный Ледовитый океан) и Конвенцией ООН по морскому праву обуславливает возможность потери Россией более полутора миллионов кв. км территорий с богатыми запасами углеводородного сырья.

Прочие факторы

К таким факторам относится, внимание, которое государственная власть уделяет реализации проектов, наличие специальных программ и нормативно-правовой базы, налоговые льготы, состав участвующих нефтегазовых компаний, и т.д.

Подходы к анализу и минимизации рисков

Следствием рассмотренных факторов является высокий риск, характеризующийся величиной и вероятностью несовпадения запланированного и действительного экономического эффекта от реализации проектов разработки месторождений российского арктического шельфа.

Традиционный подход к количественному анализу рисков основывается на построении моновариантной модели денежных потоков и вычислении значения чист ого дисконтированного дохода (ЧДД) или внутренней нормы прибыльности (ВНП) проекта на основе определения одного, наиболее вероятного значения каждого исходного параметра. Получаемый в результате прогноз является лишь одним из множества возможных. Для частичной компенсации возникающей неопределенности исследуется чувствительность прогнозируемого результата к изменению значений нескольких исходных параметров.

Традиционный подход не позволяет оценить такой важный критерий как надежность прогноза, которая резко снижается с увеличением продолжительности проекта. В случае типичных для нефтегазовой отрасли крупномасштабных проектов это может иметь самые негативные последствия.

Моновариантный подход получил развитие в методе анализа решений, учитывающем вероятности событий, влияющих на значения исходных параметров. Например, вероятность успеха геологоразведки, вероятности появления тех или иных значений себестоимости добычи и цены нефти и т.д. Метод позволяет определить значение ЧДД и вероятность, с которой он примет именно это значение. Сумма произведений значений ЧДД на ассоциированные с ними вероятности дает ожидаемое денежное выражение (ОДВ), представляющее собой средневзвешенный по вероятности ЧДД нескольких возможных результатов проекта.

Будучи более прогрессивным по сравнению с традиционным, метод анализа решений рассматривает дискретные события, что существенно ограничивает его возможности. Кроме того, метод имеет ограничения по числу переменных, которые могут быть использованы при выполнении анализа.

В последнее десятилетие для анализа рисков в нефтегазовой промышленности получил распространение метод вероятностного имитационного моделирования (метод Монте-Карло) при реализации которого каждому исходному параметру ставится в соответствие функция плотности распределения его значений. Результатом многократного выполнения вычислительных итераций является функция плотности распределения искомого параметра. Обычно она имеет вид несимметричного колокола, и даже простой визуальный анализ ее формы позволяет получить представление о надежности прогноза. Математическое исследование функции выявляет его детальные характеристики.

Методы вероятностного моделирования позволяют построить функцию плотности распределения ЧДД, найти дисперсию и ОДВ (математическое ожидание ЧДД) для одного или нескольких инвестиционных проектов с учетом всех сложных отношений между исходными параметрами.

На основе результатов анализа выполняется задача минимизации риска для заданного ЧДД или наоборот, максимизации ЧДД для заданного риска. В пределах одного проекта задача обычно выполняется путем перераспределения ресурсов по объемам работ и срокам.

Свои особенности имеют подходы к минимизации рисков при выполнении проектов, аналогичных по масштабам освоению месторождений российского арктического шельфа и характеризующихся необходимостью консолидировать финансовые ресурсы, сравнимые с капитализацией крупнейших нефтегазовых компаний. В таких случаях компании идут по пути оптимизации портфеля проектов и формирования консорциумов.

Естественно, что каждая крупная нефтегазовая компания не сосредотачивает все свои ресурсы на одном инвестиционном проекте, а постоянно поддерживает их портфель. Оптимизация портфеля основана на различиях в формировании суммарного экономического эффекта и риска проектов. Эффект всего портфеля равен алгебраической сумме эффектов каждого из образующих его проектов. Прирост эффекта в результате присоединения еще одного проекта равен эффекту этого проекта. Прирост суммарного риска портфеля после включения в него еще одного проекта, всегда меньше индивидуального риска этого проекта. Прирост риска уменьшается с ростом количества проектов в портфеле и снижением корреляции между ними, выражающейся во влиянии общих для всех проектов факторов на характеристики каждого проекта. Наибольшее снижение корреляции достигается путем географической диверсификации проектов в процессе транснационализации деятельности нефтегазовых компаний.

Распределение инвестиций между несколькими проектами ограничивает общий объем ресурсов, который компания может выделить на конкретный проект. Консолидация ресурсов для выполнения крупномасштабных проектов, обеспечивается путем объединения компаний в консорциумы. Например, месторождение Прадо-бей на Аляске разрабатывается консорциумом из пятнадцати компаний. Сахалинские месторождения также разрабатываются консорциумами российских и иностранных компаний. Без создания консорциумов массированное освоение арктического шельфа, скорее всего, невозможно. В связи с необходимостью минимизации рисков индивидуальные проекты компаний будут иметь ограниченные масштабы и невысокие темпы работ, наблюдаемые сегодня.

Освоение арктического шельфа является одной из стратегических задач экономического развития России. Важнейшим фактором минимизации связанных с ее выполнением рисков могла бы стать разработка государственной программы освоения природных ресурсов арктических морей и формирование соответствующей нормативно-правовой базы, направленной на вовлечение в проекты крупнейших отечественных и иностранных нефтегазовых компаний.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.