Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Пятница, 29 марта
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

За что ответит агент?

 
Источник: Учет, налоги, право, 27.05.2003
Автор: Телипенко Д.М. - юрист департамента правового консультирования ЗАО "АКГ "РБС"
Версия для печати

Налоговый кодекс возложил на налоговых агентов две обязанности. Первая — удержать налог при выплате дохода налогоплательщику. Вторая — перечислить этот налог в бюджет. Соответственно при исполнении этих обязанностей налоговый агент может допустить всего две ошибки: не удержать налог вовсе (или удержать не полностью) либо удержать, но не перечислить его в бюджет. За оба нарушения налоговая инспекция может наказать агента. Но при этом мера его ответственности напрямую связана с видом допущенного нарушения.

Штраф

За неперечисление налоговым агентом суммы налога в бюджет статьей 123 НК РФ установлен штраф в размере 20 процентов от неперечисленной суммы. При этом, согласно пункту 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5, штраф взыскивается независимо от того, удержал агент налог или нет. Учитывается только реальная возможность произвести удержание.

Таким образом, если агент выплачивает налогоплательщику деньги (тот доход, из которого можно удержать налог), но не перечисляет сумму налога в бюджет, его можно оштрафовать на 20 процентов от этой суммы. Причем независимо от того, удержал реально агент требуемую сумму или нет.

Недоимка

Однако практика показывает, что налоговые органы в вышеописанной ситуации не ограничиваются только взысканием штрафа. В дополнение к этому они пытаются взыскать с налогового агента неудержанную сумму налога. При этом они пользуются неясностью, содержащейся в разъяснении, данном пленумами ВС РФ и ВАС РФ в пункте 11 постановления от 11.06.99 N 41/9. Там сказано, что, если налоговый агент не перечисляет налог (без уточнения причины неперечисления), с него “в общем порядке“ взыскиваются образовавшаяся недоимка и пени. Это позволяет налоговикам требовать уплаты недоимки с налогового агента и тогда, когда он при выплате дохода даже не удерживал налог.

Но, на наш взгляд, такие меры можно применять только если налоговый агент все же удержал налог, но не перечислил его в бюджет. Дело в том, что налог — это изъятие части имущества, принадлежащего непосредственно налогоплательщику (ст. 8 НК РФ). Налоговый же агент выступает лишь в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом, но сам не является плательщиком в отношении перечисляемых сумм (ст. 24 НК РФ). Поэтому и взыскивать с него налог нельзя.

Этот же вывод подтверждает и содержание пункта 2 статьи 45 НК РФ. В нем сказано, что если тот или иной налог должен исчислить и удержать налоговый агент, обязанность налогоплательщика по уплате этого налога считается выполненной с момента его удержания агентом. Соответственно до момента удержания обязанность по уплате налога лежит на налогоплательщике. Следовательно, именно он остается должником бюджета, и к нему должны применяться правила о взыскании неуплаченного в срок налога.

Кроме того, взыскание неудержанного налога за счет средств налогового агента противоречит статье 3 НК РФ. Так, пункт 3 этой статьи установил, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. А при взыскании неудержанного налога с агента какое-либо экономическое основание отсутствует. Ведь в данном случае и объект налогообложения, и обязанность по уплате налога возникают именно у налогоплательщика, а не у агента.

Следовательно, взыскание этой суммы с налогового агента приведет не к прекращению обязанности самого плательщика, а лишь к неосновательному обогащению бюджета. Ведь в таком случае в бюджет попадут средства не налогоплательщика, а третьего лица.

Нельзя взыскать с агента за счет его средств налог, который надо было удержать с другого лица (налогоплательщика), еще и по тому основанию, что такое взыскание фактически будет являться санкцией по отношению к налоговому агенту. Но ответственность за совершение налоговых правонарушений организации несут лишь в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ (п. 1 ст. 107 НК РФ). А в ней для агентов не предусмотрен штраф в размере, равном сумме неудержанного налога.

И еще один аргумент, который могут использовать организации и предприниматели, выплачивающие доход физическим лицам. Напомним, что они, согласно статье 226 НК РФ, признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. При этом в пункте 9 этой статьи установлен прямой запрет на уплату налога на доходы за счет средств налогового агента. Поэтому, если налоговый агент не удержал налог из дохода налогоплательщика, за счет своих средств платить налог он просто не имеет права, равно как и налоговые органы не вправе требовать такой уплаты. Таким образом, требование налогового органа о взыскании с налогового агента суммы налога, не перечисленной в бюджет из-за неудержания ее с налогоплательщиков, незаконно.

Пени

Абсолютно аналогичная ситуация и с взысканием пеней с налогового агента, не удержавшего налог. Напомним, что пени являются одной из мер обеспечения обязанности по уплате налога (ст. 72, 75 НК РФ). Это означает, что при возникновении условий для их начисления вносить пени должно то же лицо, которое обязано уплатить налог. Соответственно, если налоговый агент не удержал налог, обязанность по его уплате осталась у налогоплательщика. И именно он должен будет заплатить пени за просрочку платежа.

Поэтому можно сделать вывод о том, что нормы НК РФ, устанавливающие способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, применяются к агентам только если они при выплате дохода удержали налог, но не перечислили его в бюджет.

Если же налоговый агент даже не удержал налог, то у него нет обязанности внести его в бюджет (эта обязанность осталась у налогоплательщика). Следовательно, в отношении налогового агента на сумму неудержанного налога не могут начисляться пени.

Итак, налоговый агент, удержавший налог у налогоплательщика, но не перечисливший его в бюджет, будет нести ответственность в виде штрафа в 20 процентов от неперечисленной суммы. Кроме этого с него можно будет взыскать недоимку и пени.

Но тот налоговый агент, который не удержал налог при выплате дохода, подвергнется лишь одному наказанию — штрафу в размере 20 процентов от суммы, которую надо было удержать и перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). А обязанность заплатить налог в такой ситуации останется непосредственно у налогоплательщика (п. 2 ст. 45 НК РФ). И именно к нему налоговые органы должны будут предъявлять претензии по неуплаченному налогу и пеням.

Взыскание налога в последней из описанных ситуаций за счет средств агента будет противоречить сразу нескольким статьям Налогового кодекса. Во-первых, статье 3 НК РФ, установившей обязательность экономического основания налога, во-вторых, статье 8 НК РФ, закрепившей, что налог платится за счет средств налогоплательщика, и, в-третьих, статье 108 НК РФ, установившей недопустимость введения санкций помимо тех, которые предусмотрены в главе 16 НК РФ.

Причем ситуация с ответственностью налогового агента не зависит от того, какой именно налог он не удержал: налог на доходы, НДС, налог на прибыль или налог с продаж. В любом случае налогоплательщиком фактически является другое лицо (физическое лицо, организация или даже иностранная организация). Поэтому ни недоимку, ни пени взыскивать в таком случае с налогового агента нельзя.

Д.М. Телипенко, юрист департамента правового консультирования АКГ “Развитие бизнес-систем»





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.