Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Четверг, 25 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Начало аудиторской страды

 
Источник: Бизнес Обозрение №02, 2003
Автор: Палий В.В. - заместитель генерального директора ЗАО "АКГ "РБС"
Версия для печати

По традиции, в конце декабря — начале января в России начинается сезон большого аудита и продолжается до середины лета.

Потребители аудиторских услуг традиционно делятся на опытные и серьезные компании и предприятия, которые определяются с выбором своего аудитора заблаговременно, проводят конкурс или предпочитают получить рекомендацию от коллег по бизнесу. Другая категория потребителей аудиторских услуг использует так называемый “формальный подход“, когда выбор аудитора определяется не его именем, рекомендациями или долей рынка, а сравнительно невысокой ценой услуг. Качество такого аудита, как показывает практика, прямо пропорционально затратам аудируемой организации на его проведение.

О том, что в традиционно жарком первом квартале российский аудит демонстрирует свое истинное лицо, можно сделать вывод из процедуры утверждения аудитора Центрального банка России Национальным Банковским Советом. Будучи не в состоянии найти десять или хотя бы пять отличий между аудиторскими организациями, представившими на конкурс свои предложения по аудиту ЦБ за 2002 год, НБС просто реанимировал контракт годичной давности с ЗАО “Юникон“. Последовавшие за этим комментарии участников процесса принятия этого решения, могли бы повергнуть в шок представителей аудиторского рынка любой цивилизованной страны. Лейтмотивом этих комментариев стало отсутствие у членов НБС… времени для принятия решения, так как срок назначение аудитора регламентирует закон. Спрашивается, чем же тогда регламентирована процедура выбора аудитора главного банка страны?

В этом году аудитор для юридических лиц с долей участия государства, стал назначаться на конкурсной основе. Интересная идея, не подкрепленная опытом, и стала причиной некоторого замешательства, как среди самих аудиторов, так и среди предприятий и организаций. Как и любое нововведение, прописанное максимально детально в нормативных документах, оно встречает не столько техническое или организационное, сколько психологическое сопротивление. Традиционная в развитых демократических странах свобода выбора на рынке, как и “свобода воли“, в России приживается легче лишь в том случае, если сопровождается административным и даже в некоторых случаях силовым давлением.

Совету по аудиторской деятельности при Минфине и нам, его членам часто приходится идти на эксперименты для совершенствования профессиональных общественных институтов. Стоит отметить, что на стадии разработки методики проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций были представлены несколько вариантов их внедрения. В частности рассматривался вариант введения обязательных конкурсов в ряде “пилотных“ регионов, осуществления мониторинга проведения конкурсов и последующего анализа результатов новшества с рекомендациями по их корректировке, после чего окончательный, “обкатанный“ норматив можно было бы экстраполировать на все хозяйствующие субъекты страны.

Все большое, как проблемы, так и положительные стороны, видится на расстоянии. Особо отчетливо ситуация с недостаточной формализацией и цивилизацией аудиторского рынка России проявляется в ходе международных контактов.

Посетив в составе делегации Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ Великобританию, получил возможность лишний раз в этом убедиться.

У наших британских коллег во главу угла ставится общественная ценность профессии аудитора. Эта стратегическая направленность на пользу общества проявляется во всем: и в качестве подготовки специалистов, и в жесткости требований при выдаче лицензии, в наличии и постоянном совершенствовании профессиональных стандартов и в систематическом надзоре за деятельностью аудитора. Высокий авторитет и значимость профессии аудитора бережно поддерживаются общественными профессиональными организациями, которые за последние 150 лет создали систему, культивирующую высокую общественную значимость профессии аудитора. Подход профессионалов в Британии несоизмерим по уровню ответственности с такими лидерами мирового аудита как PricewaterhouseCoopers, Delloite&Touche, Ernst&Young, KPMG. Несмотря на агрессивный маркетинг и экспансионистский подход к работе на рынке, “большая четверка“ (В-4) в последние годы испытывает существенные проблемы в области репутации и имиджа. Во многом это связано с технологией “супермаркета профессиональных услуг“, суть которого в максимальном расширении продуктового портфеля этих компаний. В Британии аудиторский бизнес тяготеет к сужению специализации с упором на репутацию аудиторской компании, на преемственность качества оказываемых услуг.

Еще одна положительная тенденция, оказывающая влияние на структурирование и организацию рынка аудиторских услуг — ориентация все большего числа российских компаний на зарубежные стандарты деятельности, расширение внешнеэкономической деятельности на равноправных условиях с иностранными компаниями. Следствием этого является эволюция подходов руководителей предприятий к организации управления, отчетности. Так, переход на Международные стандарты финансовой отчетности многие крупные предприятия России уже открыто называют одним из ключевых условия для повышения инвестиционной привлекательности бизнеса. Рынок аудита-консалтинга, в частности крупные отечественные аудиторские компании, с воодушевлением встретил подобную эволюцию и уже демонстрирует готовность к проведению аудита по международным стандартам.

На этой волне глобализации видны изменения в маркетинге услуг “большой четверки» в России. Если в конце 90-х годов прошлого века компании В-4 позиционировались как крупные и элитные компании, работающие с крупнейшими государственными институтами и естественными монополиями, новый век и новые тенденции в экономике России заставили В-4 обратить внимание на динамично развивающийся среднекрупный и средний бизнес, который уже достаточно долго и надежно удерживался российскими аудиторско-консультационными компаниями. В этой связи рынок все больше обсуждает ситуацию с потерей объемов продаж услуг компаниями В-4. Патриотизм российского бизнеса, очевидно, приведет к дальнейшему падению доли рынка В-4 в России.

Не вызывает сомнений, что в России в новом аудиторском сезоне планка требований к качеству предоставления услуг поднимется. На это нацелен комплекс мер по внедрению международных стандартов аудита, высоких норм профессиональной этики, возрастание требований к подготовке кадров, возрастание роли контроля качества. То есть российский аудит развивается, крепнут его позиции в обществе, наша профессия приближается к мировым эталонам, тенденция совершенствования неотвратима. Особенно приятно, что все больше отечественных предприятий формируют свое представление об аудиторских услугах исходя из качественных показателей. Этот положительный опыт позволяет надеяться на то, что аудит-консалтинг и бизнес будут двигаться в едином направлении и синхронно развиваться.





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.