Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Четверг, 28 марта
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

VIP'ы исчезают в кризис

 
Источник: Континент Сибирь
Автор: Юлия Данилова
Дата: 08/05/2009
Версия для печати

Следствием кризиса ликвидности и доверия, а также обострения отношений между банками и клиентами становится то, что некоторые кредитные организации по сути отказываются от понятия «VIP-статус». Как это объясняют участники рынка и представители банков и чем чревато для отношений двух сторон сокращение VIP-листа, разбирался корреспондент «КС».


Как отмечает исполнительный директор сети магазинов «Посуда Центр» Игорь Васюков, понятие VIP-статус каждый банк и каждый клиент трактуют по-своему. Для кого-то это пониженные тарифы, для кого-то — отдельная кабинка в операционном зале и т. д. «Хотя жизнь показывает, что можно иметь VIP-статус в одном банке, но при этом предлагаемые там условия будут хуже, чем в другом, где у вас нет VIP-статуса. Что касается кабинки, то зачем она нужна, когда 99% предприятий пользуется клиент-банками, а выписки забирают далеко не руководители, — рассуждает господин Васюков. — Да и если раньше при выполнении клиентом определенных требований (обороты по р/с, срок сотрудничества и т. п.) — он автоматически попадал в когорту избранных, то сейчас при ежедневном изменении ситуации обещать клиентам, что они при выполнении каких-то условий сразу станут любимчиками и им будут доступны определенные льготы, не приходится, потому что завтра придет инструкция сверху, и все изменится. Как потом объясняться с клиентом? К тому же, как правило, статус VIP относился к очень крупным клиентам, имеющим большие обороты и, соответственно, кредиты. Однако именно кредиты, а если быть точнее — невозможность своевременного их погашения сегодня омрачают отношения банка и VIP-клиента. Что это за VIP, если за ним приходится бегать и подавать на него в суд? Поэтому кредитные организации отходят от навешивания ярлыков своим клиентам — в наше время банкам приходится работать избирательно, индивидуально с каждым».


Топ-менеджер другой крупной компании, пожелавший остаться неизвестным, заявил «КС», что VIP-статус был интересен тем, что давал дополнительные бонусы, держал и мотивировал клиента работать именно с этим банком. Сейчас в такой мотивации совершенно нет нужды, поскольку у клиента и без того нет права выбора банка.


Финансовый директор одной из крупнейших ритейлерских компаний Новосибирска считает, что официально VIP-статус отменяется для того, чтобы, например, не давать льготы на расчетное обслуживание и т. д., то есть сократить расходы банка. Он также отмечает, что банк присваивает VIP-статус по достаточно формальным признакам, и если сейчас клиент им не соответствует, например, из-за ужесточения политики работы банка, то это не означает, что отношение к нему сотрудников кредитной организации изменится. «Если у вас большой кредитный портфель и объем платежей, если вы участвуете в формировании большей части доходов какого-либо допофиса, то совершенно все равно, есть у вас статус или нет, — в этом допофисе к вам будут относиться по-прежнему на «пять с плюсом». Все насущные вопросы будут решаться в личном порядке, как и раньше», — уверен собеседник «КС».


Заместитель директора по развитию Новосибирского Муниципального банка Дмитрий Березовский соглашается, что в последнее время количество VIP-клиентов в банках действительно уменьшается, а финансовые потоки этой категории клиентов сокращаются.

Управляющий филиалом «Новосибирский» банка «ГЛОБЭКС» Василий Ожередов вообще называет тему, связанную с VIP-статусом, достаточно щепетильной. По его словам, он всегда был категорически против официального присвоения клиенту статуса VIP. «Как правило, мерилом важности клиента в банковской среде является условная сумма на счете или социальный статус. Однако все в жизни переменчиво, и некогда VIP-клиент банка из-за ухудшения своего финансового положения может оказаться вследствие своей неплатежеспособности далеко не гордостью банка, что создает щекотливую ситуацию, — говорит господин Ожередов. — Безусловно, есть определенная система привилегий, которая складывается в каждом банке, и она формируется постепенно, на протяжении нескольких лет. Однако для нас в равной степени важны все клиенты. Мы считаем, что должны одинаково относиться к клиенту, будь он чиновник или рядовой служащий. Вне зависимости от своего социального статуса он должен получить обслуживание высокого качества — максимум возможного».


«На мой взгляд, именно в условиях кризиса такие клиенты становятся наиболее уязвимыми, и им необходимы поддержка и сопровождение обслуживающего банка в лице персонального менеджера. Мы понимаем, что рано или поздно ситуация стабилизируется, но клиенты, от которых банк отвернулся в трудный момент, в него могут уже не вернуться. Можно сказать, что исключение статуса VIP для клиента любой компанией, а тем более банком, — недальновидный шаг», — констатирует Дмитрий Березовский. Впрочем, банкир отмечает, что кредитные организации вряд ли совсем откажутся от предоставления такого статуса своим клиентам и будут инициаторами сворачивания данного направления деятельности. Ведь классическое понимание статуса «VIP-клиент» и введение персонифицированного режима его обслуживания, предоставления эксклюзивных продуктов и услуг начались именно с банковской сферы. В частности, в Муниципальном банке, несмотря на непростую ситуацию на рынке банковских услуг, направление по обслуживанию VIP-клиентов продолжает действовать в штатном персональном режиме.






Точка зрения


Александр Герман, руководитель отдела оценки и бизнес-планирования Консалтингового центра «Алтекс»:

— VIP-статус для клиента был основан на безупречной истории отношений банка и клиента, а также его доходностью для банка выше среднего (большие обороты, значительные суммы обеспеченных и возвращенных кредитов, зарплатные проекты в этом банке и т. п.).

В настоящее время, когда практически никто не уверен на 100% в своем завтрашнем дне, банки с осторожностью относятся и к своим вчерашним VIP-клиентам. По моей информации, многим вчерашним проверенным клиентам сегодня банки или поднимают процентные ставки на уровень остальных клиентов, или даже отказывают в кредите.


Марина Патренина, директор по аудиту ЗАО «Аудиторская служба «Нобл Компани»:

— Я бы сказала, что прежде всего мы наблюдаем тенденцию отстранения банковского сектора от реальной экономики. А что касается потери VIP-статуса — не думаю, что кто-то сегодня всерьез озабочен такой неприятностью. На фоне отказов в выдаче кредитов, возросших процентов и ужесточения условий кредитования VIP-обслуживание вообще теряет свой смысл. Не думаю, что вам будет намного приятнее узнать об отказе в выдаче кредитной линии от вашего персонального банковского менеджера. VIP-обслуживание появляется там, где безупречно функционирует массовое обслуживание. А пока его нет, то о VIP-статусе можно забыть до лучших времен.






w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.