Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Четверг, 28 марта
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

"Известия" подвели итоги деятельности аудиторско-консультационных компаний в 2005 году

 
Источник: Известия (Россия) №55 (27096)
Автор: Алексей Савин
Дата: 30/03/2006
Версия для печати

Газета "Известия" публикует результаты исследования количественных и качественных показателей рынка аудиторско-консультационных услуг в 2005 году. В прошлом году крупнейшие российские фирмы выручили от аудиторской деятельности в совокупности на 40% больше, чем в 2004 году, а услуг по аудиту предоставили почти на 9 млрд. руб. Причем львиная доля этих денег (90%) досталась крупнейшим московским компаниям.

Первый вывод, который мы сделали, проанализировав данные, присланные аудиторскими компаниями, такой: в 2005 году темпы роста рынка аудиторско-консультационных услуг увеличились. Если с 2002 до 2004 года объем выручки от аудиторских и консультационных услуг стабильно рос на 25-30% в год, то в 2005 году крупнейшие компании выручили на 35% больше, чем в 2004-м. Было бы весьма соблазнительно объяснить этот факт тем, что услуги аудиторов подорожали, однако полученные нами данные не позволяют сделать такой вывод, поскольку тарифная составляющая роста выручки не превышала в 2005 году 10% в год. Так за счет чего же выросла выручка, если не из-за тарифов? Главным образом за счет значительного увеличения количества заказчиков (на 20-25%) и, конечно, за счет повышения требований заказчиков к работе аудиторов, к содержанию и качеству их услуг.

Самый большой куш разделили компании, возглавляющие наш список. Именно им досталась большая часть денег, вырученных от аудиторских и консалтинговых услуг. На первые 10 крупнейших аудиторских компаний приходится 65% общего объема выручки. Для сравнения: в 2004 году эта цифра не превышала 55%, а в 2003 году - 50%. И это без учета данных представителей крупнейших международных аудиторских компаний, таких, как, например, PriceWaterhouseCoopers. Общий объем только аудиторских услуг, предоставленных российскому бизнесу представителями "большой четверки", мы оцениваем в сумму 6.5 млрд. руб.

Если в 2004 году планку в 1 млрд. руб. выручки взяла лишь одна компания - "БДО Юникон", то сегодня в "клубе миллиардеров" - ФБК, Росэкспертиза и (без пяти миллионов) "BKR-Интерком-Аудит". Компании из первой десятки росли в 2005 году быстрее рынка, в среднем на 40-50% за год. Заметно - на 25-30% - вырос и штат специалистов в этих компаниях.

Концентрация аудиторского бизнеса находит свое отражение и в "географии" крупнейших аудиторских фирм. В публикуемом списке москвичи составляют 73%. Если судить по количественным показателям, то концентрация выручки от предоставления аудиторских услуг в столице еще больше. На Москву приходится почти 90% выручки фирм - участников рейтинга. Около 5% приходится на Северо-Западный округ, представленный в основном аудиторами Санкт-Петербурга. Среди других округов больше всего компаний представлено Уральским округом (1.8% выручки), далее следуют Сибирский и Приволжский округа.

В прошлом году сотрудники фирм, работающих на ниве аудита и консалтинга, заработали больше, чем в 2004 году. Среди сведений, присланных компаниями, - численность специалистов. Из мировой практики известно, что хорошим показателем считается, если в среднем 60% годового фонда рабочего времени специалиста оплачивает клиент. А средняя загрузка специалистов 50% общего фонда рабочего времени признается нормальной. Кроме того, из фонда рабочего времени необходимо вычесть объективные потери рабочего времени: отпуска, болезни и т.д. На основе этих соображений мы провели расчеты стоимости одного часа работы отечественных аудиторов и консультантов в 2003 и 2004 годах. Рост часовых ставок хоть и заметен, но вполне укладывается в разумные представления об инфляции.

Средняя расчетная величина стоимости часа работы по всем компаниям - участникам рейтинга составила около $80. Но эта цифра, хотя и отражает общую тенденцию, молчит о существенных различиях в стоимости того же часа в разных городах и компаниях. Например, часовая стоимость для московских фирм, входящих в первую десятку, составляет около $110. При этом разброс цифр по отдельным фирмам, полученный в результате расчетов, по-прежнему велик - от $30 до $150 в час. За последние годы стоимость услуг аудиторов подросла - в 2003 году средняя стоимость часа работы составляла $60, услуги "москвичей" стоили $90 в час, а в 2004 году час работы специалиста стоил в среднем $70, а "столичные штучки" брали $100.

Аудиторские услуги по-прежнему приносят компаниям меньше выручки, чем консалтинг: в прошлом году их доля составила 42%, а на консалтинг пришлось соответственно 58% выручки. Смеем предположить, что рынок аудиторско-консультационных услуг нашел свою "золотую середину", потому что подобное соотношение аудиторской и консультационной деятельности наблюдается нами на протяжении нескольких последних лет. Сравните: соотношение объемов выручки от консалтинга и аудита в среднем в 2004 году составило 60 и 40%, а в 2003-м, как и в прошлом году, на аудиторские услуги пришлось 42%, а на консалтинг 58%.

Львиная доля выручки от аудиторских услуг приходится на общий аудит - 86%. На втором месте - аудит банковский (8%). Заметно возросла в этом году выручка от аудита инвестиционных институтов (с 2.2% в 2004 году до 3.5% в 2005 году). Этот рост вызван стремительным развитием рынка коллективных инвестиций, и, по прогнозам экспертов, через два-три года аудит инвестиционных и управляющих компаний будет играть в работе аудиторов не меньшую роль, чем аудит кредитных учреждений.

В структуре консультационных услуг, которые оказывают аудиторские фирмы, главную роль играет юридический и налоговый консалтинг - 28% выручки от объема консультационных услуг. На втором месте - управленческий и финансовый консалтинг (27%). Важную часть в работе аудиторско-консультационных компаний занимает оценочная деятельность (19%). На информационные услуги пришлось 11%. А вот на бухгалтерские услуги в среднем приходится около 8%, причем разброс этого показателя по списку весьма широк, некоторые крупные компании практически не занимаются бухгалтерским аутсорсингом, а в небольших и особенно в региональных компаниях это основной хлеб аудиторов.

Какие проблемы у аудиторов и их клиентов вызывает внедрение в России международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)?

Елена Трубникова, генеральный директор "ФинЭкспертизы":

Прежде всего это колоссальная нехватка специалистов. Это, безусловно, не означает, что задача поиска квалифицированных кадров неразрешима, но ее успешная реализация пока требует значительного времени и ресурсов.

С другой стороны, успешное внедрение МСФО находится в прямой зависимости от изначальной заинтересованности самих компаний в публичной и прозрачной системе отчетности: к сожалению, на данном этапе подобная потребность недостаточно актуальна применительно к российской ситуации. Во многом отсутствие такой объективной предпосылки внедрения МСФО объясняется исторически сложившимися культурными и ментальными особенностями, в силу которых публичность и прозрачность вообще недостаточно востребованы нашим обществом. Такие установки не меняются за один день. Однако в целом позитивное развитие бизнеса в России внушает определенную надежду на их трансформацию в перспективе.

Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК:

Все сталкиваются с рядом проблем: нужно обучение МСФО, нужны кадры знающие МСФО, и документы, подтверждающие эти знания. Для знаний лучше всего заказывать корпоративное обучение. Качество обучения и весомость сертификата зависят от авторитета учебного центра. Особую ценность имеют программы учебных центров крупных аудиторских компаний. Особенно если в них принимают участие специалисты-практики, выполнившие множество проектов в сфере МСФО. На русском языке сейчас возможно пройти обучение и сдать экзамен для получения двух международных квалификаций: 1) IAB (International Assosiation of Book-Keepers), Международной ассоциации бухгалтеров; и 2) ДипИФР-Рус (Diploma in International Financial Reporting (Russian) - диплом АССА по МСФО на русском языке. Многолетний опыт организации такого обучения в ЭПШ ФБК показывает, что главные трудности россиян связаны с непривычной формой сдачи экзаменов.

Александр Каспаров, директор по стратегическому планированию и развитию, Росэкспертиза (MRI):

Несмотря на очевидные проблемы отсутствия нормативного регулирования применения МСФО, сегодня главной проблемой внедрения МСФО в России стало преодоление стереотипа или даже комплекса, в соответствии с которым для применения МСФО нужно обязательно обращаться к нашим иностранным коллегам. При этом российские специалисты - аудиторы и консультанты - уже имеют необходимый опыт и знания и на практике решают сложные и разносторонние задачи по применению МСФО для клиентов.

Юрий Фадеев, генеральный директор "BKR-Интерком-Аудит":

Недостаток специалистов по МСФО обрекает аудиторские компании на дополнительные расходы. Казалось бы, если аудиторская фирма вложит деньги в обучение своих специалистов по МСФО (пусть и немалые) - проблема будет решена. Но специалисты по МСФО настолько востребованы, и особенно те, кто успешно и эффективно применяет свои знания на практике, что их очень часто переманивают другие компании, предлагая более выгодные условия.

Еще одна проблема - проблема адаптации российских программных продуктов (бухгалтерских программ) для нужд МСФО. Отсутствуют нормативная и консультационная базы по проблемных вопросам МСФО для аудиторов и бухгалтеров.


Итоги деятельности российских аудиторско-консультационных компаний в 2005 г. Таблица





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.