Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Суббота, 20 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Рейтинг крупнейших аудиторских компаний по итогам 2004 года

 
Источник: Финансовые известия
Автор: Алексей Савин
Дата: 30/03/2005
Версия для печати

Газета “Известия“ публикует результаты исследования количественных и качественных показателей рынка аудиторских услуг в 2004 году. Совокупная выручка крупнейших российских фирм в 2004 году выросла на 25% по сравнению с 2003 годом. А всего услуги по аудиту принесли российским компаниям 6.5 млрд. рублей. Львиная доля этих денег досталась крупнейшим московским компаниям.

Первый вывод, который можно сделать из анализа данных, присланных аудиторскими компаниями, — на протяжении трех последних лет объем выручки от аудиторских услуг стабильно растет на 25–30% в год. Сегодня можно наблюдать три источника этого роста. Во-первых, повышение цен на аудиторские услуги. По нашим расчетам, оно составляет 13–14% в год. Во-вторых, растет число заказчиков, их количество выросло за 2004 год на 8%. И наконец, повышение требований заказчика к работе аудитора, к содержанию и качеству услуг. Что не может не повлиять на их стоимость.

Степень концентрации выручки у компаний, возглавляющих наш список, очень велика. На первые 10 крупнейших аудиторских компаний приходится 55% общего объема выручки. В 2002 году эта цифра не превышала 50%, а в 2003-м — 53%. И это без учета данных представителей крупнейших международных аудиторских компаний, таких, как, например, PriceWaterhouseCoopers.

Концентрация аудиторского бизнеса находит свое отражение и в “географии» списка крупнейших аудиторских фирм. В списке TOP-50 москвичи составляют 80%. А в списке 100 крупнейших аудиторов москвичей больше половины. В количественных показателях концентрация в столице выручки от предоставления аудиторских услуг еще больше. На Москву приходится почти 90% выручки фирм — участников рейтинга. Около 5% приходится на Северо-Западный округ, представленный в основном аудиторами Санкт-Петербурга. Среди других округов более всего компаний представлено Уральским округом (3% выручки), далее следуют Сибирский и Приволжский округа.

Доли федеральных округов в общей выручке аудиторских фирм

Центральный 89%
Северо-Западный 4.6%
Уральский 3%
Сибирский 1.8%
Приволжский 1.2%
Южный 0.3%
Дальневосточный 0.1%
Источник: «Известия»

Среди сведений, присланных компаниями, — численность специалистов. Из мировой практики известно, что хорошим показателем считается, если в среднем 60% годового фонда рабочего времени специалиста оплачивается клиентом. А средняя загрузка специалистов в 50% от общего фонда рабочего времени признается нормальной. Кроме того, из фонда рабочего времени необходимо вычесть объективные потери рабочего времени: отпуска, болезни и т.д. На основе этих соображений мы провели расчеты стоимости одного часа работы отечественных аудиторов и консультантов в 2003 и 2004 годах. Рост часовых ставок заметен. Это может свидетельствовать о том, что российский бизнес становится все более зрелым и цена перестает быть решающим фактором выбора делового партнера в сфере аудита-консалтинга. Ключевым вопросом становится соотношение цены и качества услуг.

Средняя расчетная величина стоимости часа работы по всем компаниям — участникам рейтинга составила около $70. При этом часовая стоимость для московских фирм, входящих в первую десятку, составляет около $100. Однако разброс цифр по отдельным фирмам, полученный в результате расчетов, по-прежнему велик — от $30 до $150 в час. За последние годы стоимость услуг аудиторов подросла — в 2002 году средняя стоимость часа работы составляла $50, а услуги «москвичей“ стоили $60 в час, а в 2003 году час работы специалиста стоил в среднем $60, а “столичные штучки» брали $90.

Почти 90% выручки аудиторских компаний приходится на общий аудит, на втором месте — аудит банковский (6.6%). И лишь по два процента выручки приходится на аудит страховщиков и инвестиционных институтов.

В нашем списке приведена выручка компаний только от предоставления аудиторских услуг. Но все аудиторские компании занимаются и консалтингом. Причем выручка от консалтинга превосходит выручку от классического аудита. Соотношение объемов выручки от консалтинга и аудита в среднем в 2004 году составило 60 и 40%. Доля выручки от консалтинга в последние годы постепенно растет. В 2002-м и прошлом году у крупнейших аудиторских фирм доли выручки от аудита и консалтинга были примерно равны, в 2003-м на аудиторские услуги пришлось 42%, а на консалтинг — 58%.

В структуре консультационных услуг, которые оказывают аудиторские фирмы, главную роль играет налоговый консалтинг — 30% выручки от объема консультационных услуг. На втором месте — управленческий и финансовый консалтинг (по 20%). Занимаются аудиторские фирмы и ИТ-консалтингом (11%). А вот бухгалтерские услуги не в чести у крупных фирм — в среднем на них приходится 4%. Зато в небольших компаниях, и особенно в регионах, бухгалтерский аутсорсинг — основной хлеб аудиторов.

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА.

— Итоги деятельности аудиторских компаний в 2004 г. (TOP 50)





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.