Аудит и консалтинг Развитие бизнес-систем
 |  Четверг, 25 апреля
Пресс-центр
Пресс-релизы
РБС в прессе
Публикации сотрудников
Рейтинги
 

Противостояние. Карта российского консалтинга

 
Источник: Эксперт №7 (410)
Автор: Лариса Кращенко
Дата: 22/02/2004
Версия для печати

Конкуренция на рынке консалтинга между так называемыми комплексными системными интеграторами и классическими консультантами достигла апогея

Если следовать геологической терминологии, то на рынке консалтинга произошел мощнейший взрыв, который привел к тектоническим сдвигам пластов — качественным изменениям рельефа. Именно это продемонстрировала “Карта консалтинга-2004“ — исследование структуры и тенденций рынка консалтинговых услуг России, уже в третий раз выполненное рейтинговым агентством “Эксперт РА“ (см. методику, таблица 1, таблица 2, таблица 3).

Во-первых, поднялся “общий уровень поверхности“. Ведь со времени проведения последнего исследования (2001 г.) объемы рынка консалтинга выросли почти вчетверо и по итогам прошедшего года достигли 21 млрд рублей. (В 2002 году прирост рынка составил 70%, а в 2003-м — уже 125%!)

Во-вторых, сильно изменились отраслевые приоритеты. В результате на прежде “равнинной местности“ сформировались “предгорья“. Такие отрасли и сферы народного хозяйства, как угольная промышленность, строительство и страховой сектор, которые до сих пор практически игнорировали консультантов, предъявили отчетливый спрос на их услуги (прирост выручки консультантов за два года в этих секторах составил от 400 до 1000%!). А “предгорья“, представлявшие собой легкую, пищевую, химическую промышленность, металлургию, торговлю и транспорт, в свою очередь, стали “высокогорьем“ (доходы консалтинговых компаний от оказания услуг компаниям этих отраслей увеличились со 100 до 800 млн рублей). На “высокогорье“ появились две новые вершины — машиностроение и связь. В этих отраслях консультанты заработали почти миллиард рублей. Значительно подрос и теперь уже недосягаем высочайший пик — нефтегазовая отрасль с объемом в 5,2 млрд рублей (против 1,8 млрд в 2001 году). Чуть пониже от него, на уровне 2,3 млрд рублей, — электроэнергетика. Эпицентром же этого “землетрясения“ стали банки и инвестиционные институты. Спрос на консалтинг с их стороны за два года увеличился почти в 50 раз! Кроме того, на карте исчезли “белые пятна“. Иными словами, теперь нет такого сектора экономики, который игнорировал бы хотя бы один вид консалтинговых услуг.

В-третьих, рынок активно завоевывают компании, до сих пор специализировавшиеся исключительно на услугах в области информационных технологий (ИТ). Так, по итогам прошедшего года в десятку лидеров рынка консультационных услуг входит уже семь ИТ-компаний, а среди участников “карты“ их 23, на них приходится 8% совокупной выручки. Для сравнения: в 2001 году в списке крупнейших консалтинговых групп присутствовало только восемь ИТ-компаний и на них приходилось лишь 23% выручки (см. график 1).

ИТ-экспансия

Еще несколько лет назад прерогативой ИТ-компаний была автоматизация предприятий. Их продвижение на рынок консалтинга началось в 2000 году. Именно тогда они впервые заявили о себе в рейтинге консультантов.

Нынешние причины прорыва ИТ-компаний вполне очевидны. Сергей Мацоцкий, генеральный директор компании IBS: “Выход на рынок консалтинга ИТ-компаний вполне закономерен. Нередко в процессе работы над внедрением ИС менеджмент сталкивается с необходимостью пересмотра не только функций конкретного отдела, но и бизнес-задач компании, и даже стратегии в целом. А для этого необходим взгляд со стороны — взгляд консультанта, который понимает не только отдельные аспекты бизнеса, но и взаимосвязь между ними. И к этому вполне готовы и сами заказчики, так как они уже давно перестали требовать только ’систему’ или ’инфраструктуру’“. Это вызвало естественное желание расширить продуктовую линейку ИТ-компаний, тем более что качественный консалтинг снижает риски внедрения информационных систем.

Методика составления карты российского консалтинга

Рейтинговое агентство “Эксперт РА“ провело исследование крупнейших консалтинговых компаний России по итогам 2003 года. В анкетировании приняли участие 126 компаний, которые сообщили данные о том, какие консалтинговые услуги и для каких отраслей и сфер народного хозяйства они оказывали. В качестве подтверждения присланных сведений консалтинговые компании привели примеры своих клиентов.

Результаты исследования оформлены в виде матрицы, по горизонтальной оси которой представлены отрасли и сферы народного хозяйства, а по вертикальной — виды предоставляемых услуг. В каждой ячейке приведены компании (не более трех), которые оказали максимальный объем услуг.

Более подробную информацию о компаниях, принявших участие в этом исследовании, и данные о результатах предыдущих проектов по итогам 2000-го и 2001 года, а также общие сведения о компаниях-участницах (контактные телефоны и адреса) можно получить на сайте рейтингового агентства “Эксперт РА“ из базы “Российский консалтинг“ по адресу: http://www.raexpert.ru/.

Автоматизация становится уже не просто модой, а условием выживания. Поэтому число клиентов ИТ-компаний неуклонно растет во всех отраслях экономики. Один начинающий консультант даже заявил: “Создать успешный консалтинговый бизнес сейчас возможно лишь на базе уже действующего ИТ-бизнеса“. Не беремся обсуждать это в целом маргинальное утверждение, бесспорно лишь одно: новые отрасли вовлечены в сферу консалтинговых услуг в основном благодаря ИТ-компаниям.

Например, уже сегодня компании IBS и SAP оказывают различные виды консультационных услуг в 14 отраслях и сферах народного хозяйства, “Оптима“ и “АйТи“ — в 13, а “Сибинтек“ — в 10. Особенно заметно их присутствие в нефтегазовой отрасли, электроэнергетике и связи. На их долю уже приходится более 60% заработанных консультантами в этих секторах денег. Названными лидерами полностью охвачены такие отрасли, как машиностроение, металлургия, пищевая промышленность и транспорт. Что касается банковского сектора, то здесь их присутствие почти стопроцентное.

Как следствие такого вмешательства, доля банковского сектора, инвестиционных и страховых компаний выросла с 3,1 до 11,3% (сказалась необходимость модернизации информационных систем в связи с переходом на МСФО), а объем услуг, предоставляемых предприятиям связи, по сравнению с 2001 годом увеличился в шесть раз (во многом из-за интеграции в отрасли).

В итоге доля промышленного сектора за прошедшие два года сократилась на 12 процентных пунктов (см. график 2).

Что же касается промышленности, то прежде всего благодаря системным интеграторам выросла доля выручки консультантов от предоставления услуг предприятиям электроэнергетики — с 3 до 11% (см. график 3). Не следует забывать и о почти 2 млрд рублей, на которые увеличился объем консалтинговых услуг, предоставляемых ИТ-компаниями предприятиям нефтяного и нефтегазового сектора.

Значительно расширился и спектр этих услуг. Например, компании “Оптима“ и IBS кроме традиционного для них консалтинга в области ИТ сегодня специализируются и в шести других консалтинговых направлениях, создают у себя соответствующие профильные подразделения. Президент “Оптимы“ Валерий Шандалов: “Перенос акцента деятельности на задачи отраслевого масштаба заставил нас выделить внутри компании несколько подразделений с отраслевой специализацией: энергетика, нефтегазовая отрасль, транспорт. Одновременно расширился объем работ по таким направлениям, как стратегическое планирование, концептуальное проектирование, маркетинговый анализ и исследования, организационное совершенствование и, конечно же, ИТ-консалтинг“.

Семь из десяти крупнейших ИТ-компаний, участвовавших в проекте, оказывают услуги по стратегическому планированию и организационному развитию предприятий. На их долю на этом направлении приходится уже 14%. Мало того, некоторые из них активно осваивают даже такой специфический сегмент, как налоговый консалтинг.

Классика жанра

Основным источником дохода ИТ-компаний было и остается внедрение автоматизированных систем управления и развитие сопутствующих направлений (поставка программного обеспечения, компьютерного оборудования в рамках интеграционных проектов, обучение персонала заказчика, услуги поддержки информационной системы и др.). Поэтому, как правило, доля услуг по системной интеграции в ИТ-компании занимает более 70% от ее общего оборота. Большая часть из оставшихся 30% дохода приходится на услуги по управленческому консультированию в области ИТ. И совсем немного зарабатывается на традиционных направлениях управленческого консалтинга.

То есть практический опыт у ИТ-компаний здесь, как правило, невелик. Но поскольку разница в специфике этих двух бизнесов очевидна, то возникает вопрос, каким образом происходит перепозиционирование ИТ-компаний и их выход из ниши ИТ на поле традиционного консалтинга.

Основной механизм прост, и завоевание прочной рыночной позиции в консалтинге осуществляется по той же схеме, которой в свое время удачно воспользовались аудиторы. На первом этапе кроме проведения аудиторских проверок на предприятии клиента они тщательно изучали и его бизнес-проблемы. На втором предлагали услуги по их устранению. Ментальность российского заказчика такова, что он не будет лишний раз раскрывать секреты своего бизнеса и предпочтет работать с компанией, оказывающей весь комплекс услуг.

Все, однако, не так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. “Не исключено, что в будущем при планомерной работе по освоению рынка консалтинга ИТ-компании смогут освоить несколько ниш традиционного консалтингового рынка, — говорит заместитель генерального директора по консалтинговому бизнесу ИКГ ’РОЭЛ Консалтинг’ Владимир Балашов, — однако наиболее перспективные ниши им вряд ли удастся серьезно освоить. Наша компания всегда специализировалась на комплексном консалтинге с упором на вопросы стратегического и организационного развития, при этом применялись подходы процессного консалтинга (подразумевается создание и перестройка процессов-механизмов управления). Успешность работы в этой нише определяется наработанными управленческими технологиями, для выработки и адаптации которых нужны годы. Эти технологии постоянно меняются и совершенствуются, и их сложно внедрить по книжке“. Еще более осторожен президент компании BKG Марк Федин: “В большинстве случаев специализацией ИТ-консультантов является оптимизация бизнес-процессов клиента, связанная с внедрением программного продукта. Практика показывает, что в этом случае существует большой соблазн ’перекроить’ организацию клиента под требования, диктуемые программным продуктом. Если же ИТ-компания решается на предоставление услуг, не связанных с внедрением корпоративных информационных систем, то ей приходится вести нелегкую конкурентную борьбу с игроками уже вполне сложившегося рынка управленческого консультирования. Затраты на достижение приемлемого уровня доходности в этом сегменте скорее всего будут чересчур высоки для подавляющего большинства ИТ-компаний“.

Традиционный ответ

“Классические“ консультанты не ограничиваются рассуждениями. Несмотря на то что их доля рынка сократилась до 42%, эти компании развиваются темпами, просто немыслимыми в другой отрасли. Прирост выручки традиционных консалтинговых компаний по сравнению с 2001 годом в среднем составил 115%!

В их ведении полностью остаются такие виды консалтинговой деятельности, как оценка бизнеса, юридический и налоговый консалтинг, консалтинг в области управления инвестициями, реструктуризации хозяйственных комплексов, совершенствования системы бюджетно-финансового планирования, управления персоналом и т. д. Эти компании закалены работой в условиях высокой конкуренции (например, в предоставлении услуг по налоговому и юридическому консалтингу в торговле специализируется до 39 компаний, а оценочные и стратегические услуги в машиностроении готовы оказывать уже 37 компаний — см. таблицу 3).

Одним из действенных приемов конкурентной борьбы в последние годы стало партнерство с авторитетными западными консультантами и членство в международных профессиональных ассоциациях. Это дает не только все преимущества, связанные с известностью брэнда, но и позволяет заметно повысить качество работ (западные партнеры крайне требовательны). Подобных примеров на рынке немало.

Так, БКГ в 2003 году заключила альянс с немецкой консалтинговой компанией Droege & Comp., GmbH — одним из лидеров рынка консультационных услуг Германии. Целью этого партнерства было объединить усилия в осуществлении консультационных проектов для предприятий энергетической отрасли. Юридическая компания “Вегас-Лекс“ по ряду проектов работает совместно с международной юридической фирмой Kennedys (Великобритания, Лондон). Консалтинговая группа “Прогрессор“ сотрудничает с американскими компаниями MWN и LGG. Для компании “Про-Инвест Консалтинг“ привлечение международных экспертов стало обязательным условием осуществления каждого проекта. За работу с иностранными специалистами в компании отвечает английский профессионал с опытом работы в международном консалтинге.

Наработанный опыт международных сетей используют, например, такие аудиторско-консалтинговые группы, как “БДО Юникон“, “РСМ Топ-Аудит“, “Бейкер Тилли Русаудит“ и многие другие. А компания “Современные бизнес-технологии“ в настоящее время выполняет проект “Совершенствование регулирования инвестиционной деятельности в Хабаровском крае“, который курирует PKF.

ИТ-компании тоже имеют опыт сотрудничества, однако, определяемый спецификой бизнеса, он чаще всего сводится лишь к внедрению программного продукта зарубежного партнера.

Впрочем, внешним партнером дело не ограничивается. Согласно нашему опросу, более половины консультантов настроены выходить на зарубежные рынки. Часть — собираются участвовать в тендерах за рубежом. Оставшиеся ждут, что удастся применить уникальный опыт после прихода на российский рынок зарубежных фирм и инвесторов. По мнению генерального директора компании “Гориславцев и Ко. Аудит“ Константина Гориславцева, “иностранные компании как никогда интересуют прогнозы реформирования российской экономики, национальные особенности ведения бизнеса и ’подводные камни’ российского законодательства. Кроме того, наработанный российскими консультантами опыт в сфере антикризисного управления и реструктуризации в условиях спада может оказаться востребованным и в западной экономике, переживающей не лучшие времена. Спрос на отечественных консультантов очевиден, и наша компания это ощущает».

ТАБЛИЦА. Карта российского консалтинга





w w w . r b s y s . r u
Новости  |  Компания  |  Услуги  |  Клиенты  |  Пресс-центр    Карьера
Акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / e-mail:
© АО "АКГ "РБС". Все права защищены, 2001-2022.